Домой Документы Бизнес план домашней студии звукозаписи. Как открыть студию звукозаписи? Инвестиции в студию звукозаписи и текущие расходы

Бизнес план домашней студии звукозаписи. Как открыть студию звукозаписи? Инвестиции в студию звукозаписи и текущие расходы

Открыть свою звукозаписывающую студию можно, уложив первоначальные расходы в 600 000 рублей. Эта сумма оптимальна для того, чтобы студия обладала функционалом, позволяющим производить различные виды звукозаписи на профессиональном уровне. Больше половины первоначальных вложений можно покрыть, взяв банковский кредит, а оставшуюся часть «добить» из личных средств предпринимателя.

Краткое описание концепции

Бизнес по организации музыкальной студии, пример которого здесь представлен, лучше всего зарегистрировать в форме ИП. Оптимальная форма налогообложения – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% от разницы между доходами и расходами. Одно из главных преимуществ данной системы налогообложения – простое оформление налоговых деклараций, с которым бизнесмен сможет справиться, не прибегая к помощи профессионального бухгалтера. В крайнем случае, можно воспользоваться услугами стороннего бухгалтера, но нанимать его в штат постоянных сотрудников студии совершенно необязательно.

Для регистрации студии звукозаписи следует выбрать следующие коды ОКВЭД:

  • 59.20 «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений».
  • 59.20.1 «Издание аудиовизуальных произведений на магнитных, электронных и цифровых носителях».
  • 59.20.2 «Деятельность студий звукозаписи».

Спектр услуг, которые может предоставлять звукозаписывающая студия, довольно разнообразен. Вот некоторые из них:

  • Запись и сведение отдельных песен и целых музыкальных альбомов.
  • Запись звукового сопровождения для рекламных роликов.
  • Создание музыкальных миксов.
  • Мастеринг и ремастеринг музыкальных треков.
  • Аранжировка музыкальных композиций.
  • Озвучивание различных аудио- и видеороликов.

Впоследствии можно будет повысить качество вышеперечисленных услуг, закупив новое, более продвинутое оборудование. Однако в провинциальном городе данная потребность вряд ли возникнет в обозримой перспективе.

Сколько нужно вложить в открытие

Главный вопрос, интересующий любого бизнесмена: в какую сумму выльются затраты в самом начале становления бизнеса? Ответ по звукозаписывающей студии – ниже:

Как видно из вышеозначенных расчетов, главной статьей расходов на открытие звукозаписывающей студии станет закупка профессионального оборудования. Его стоимость «съедает» ровно половину суммы первоначального бюджета. Это вполне нормально, так как именно от качества оборудования во многом зависит уровень предоставляемых услуг и, соответственно, количество потенциальных клиентов. Причем указан далеко не предел: крупные студии приобретают оборудование, стоимость которого составляет сотни тысяч долларов.

Маркетинговый план

Маркетинговый план, ориентированный на продвижение услуг звукозаписывающей студии в провинциальном городе, предельно прост и не требователен к финансовым ресурсам предпринимателя. Выглядит он следующим образом:

  • Текстовая и модульная реклама в популярных местных газетах и журналах.
  • Разработка сайта-визитки с перечнем услуг студии и ценами на них.
  • Продвижение бизнеса в социальных сетях путем создания специализированных групп.
  • Персональные предложения сотрудничества рекламным агентствам и популярным музыкантам города.
  • Видео- и аудиореклама в торговых центрах города.

Доход студии звукозаписи будет зависеть от количества часов, арендуемых клиентами. Оптимальная средняя стоимость одного часа аренды студии – 2000 рублей. В городе с населением до 500 тысяч человек ее загруженность будет не менее 100 часов в месяц. Соответственно, ежемесячный доход от работы музыкальной студии будет составлять порядка 200 000 рублей.

Производственный план

Оптимальная площадь звукозаписывающей студии – 50 кв. метров. Ее следует поделить на три части:

  • Комната звукооператора – 20 кв. метров.
  • Помещение для певцов и музыкантов – 20 кв. метров.
  • Комната отдыха – 10 кв. метров.

Пристальное внимание стоит уделить качественной звукоизоляции студии. Стены нужно отделать специальными материалами, чтобы посторонние звуки не смогли «вмешаться» в процесс звукозаписи. Комнату звукооператора следует отделить от комнаты с микрофонами прочным триплексным стеклом. Ну и, конечно же, нормы СанПиН и пожарной безопасности должны быть безукоризненно соблюдены.

Что касается графика работы музыкальной студии, то он будет плавающим и напрямую зависеть от договоров с конкретными клиентами. Специалисты, которых нужно взять на работу в студию звукозаписи, и их примерная заработная плата перечислены в следующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Администратор студии 1 20 000 20 000 240 000
2 Звукооператор 1 30 000 30 000 360 000
3 Менеджер по работе с клиентами 1 15 000 15 000 180 000
ИТОГО 65 000 780 000

Оборудование, необходимое для оснащения студии звукозаписи, представлено в таблице (цены 2017 года):

Наименование Количество Цена (руб.) Сумма (руб.)
Компьютер, оснащенный профессиональной звуковой картой 1 60 000 60 000
Качественные студийные микрофоны 3 10 000 30 000
Стойки для микрофонов 3 5000 15 000
Студийные мониторы 2 25 000 50 000
Профессиональный софт для звукозаписи 30 000 30 000
Пульт звукооператора 1 70 000 70 000
Наушники 5 7000 35 000
Дополнительные устройства 10 000 10 000
ИТОГО 300 000

Расчеты доходов и расходов

Здесь рассчитаем финансовые затраты и прибыль от работы студии звукозаписи в городе с населением 500 тыс. человек. В первой таблице произведен расчет текущих расходов, которые необходимо учесть после открытия звукозаписывающей студии.

Доходность студии звукозаписи в провинциальном городе складывается из показателей, представленных в данной таблице:

Годовая прибыль от работы звукозаписывающей студии составит около 800 000 рублей. Ежемесячный чистый доход студии будет в районе 65 000 рублей. Рентабельность работы будет на уровне 32%, а первоначальные вложения в ее организацию окупятся менее чем за один год.

Возможные риски

Организация собственной музыкальной студии в небольшом городе является довольно рискованным видом бизнеса. Прежде чем принять окончательное решение об открытии студии, предпринимателю следует тщательно взвесить все «за» и «против», проанализировав уровень востребованности подобного рода услуг в своем регионе. Главные факторы риска, которые могут негативно сказаться на развитии бизнеса, следующие:

  • Снижение культурного уровня населения региона из-за действия неблагоприятных социальных факторов.
  • Недостаточное развитие рекламной индустрии в регионе и, как следствие, малое количество заказов на озвучивание рекламных роликов.
  • Трудности, связанные с подбором высококвалифицированного персонала студии.
  • Появление конкурирующих студий звукозаписи, обладающих более профессиональным оборудованием и, соответственно более широким спектром услуг.

Успех студии звукозаписи зависит от множества очевидных и неочевидных факторов, но если бизнесмен будет любить свое дело и полностью отдаваться ему, то высокие показатели прибыли и прекрасная репутации рано или поздно будут ему обеспечены.


* В расчетах используются средние данные по России

Зарабатывать на творчестве непросто, и музыкальное искусство не исключение. Однако это касается в первую очередь самих исполнителей и их продюсеров, но никак не тех людей, которые предлагают им помощь в решении каких-либо вспомогательных вопросов. К таким вопросам можно отнести и запись готового материала и его последующее сведение. Студия звукозаписи не зависит от какой-то определённой музыкальной группы и предлагает свои услуги всем нуждающимся. В связи с этим организация своего собственного бизнеса на записи музыкального материала становится фактически беспроигрышным вариантом, потому что творить и стараться выйти на сцену люди будут всегда. Но это только с одной стороны.

С другой – новая студия звукозаписи непременно столкнётся с конкурентами, которые уже не один год существуют на рынке. И порою даже качественное исполнение своих обязанностей может не привести к успеху. Ситуация в России такова, что начинающие музыканты вынуждены экономить практически на всём, и запись своего материала – не исключение. Конечно, немал процент и тех, кто хочет в итоге получить качественный продукт, но для многих определяющим фактором является цена. И в связи с этим в любом крупном городе имеется не одна и даже не две студии звукозаписи. Причём найти можно предприятие любого уровня – от расположенного в частной квартире в простой многоэтажке до большой студии в центре города с современным оборудованием. Последнее – всё же прерогатива мегаполисов, потому что только там записываются именитые «звёзды».

Однако выйти на этот рынок можно, главное – грамотные маркетинговые ходы. Реклама может спасти даже самое гиблое начинание, если она правильно реализуется. Активно себя рекламировать студии звукозаписи не приходится; ATL-приёмы не для неё. Ведь любая студия изначально определяется с форматом и жанром, в котором она преимущественно будет работать, после чего начинает «продвигать» себя в «тематических тусовках». Оставляются контакты в соответствующих заведениях (клубы, кафе, бары), зачастую владельцы студии сами вращаются среди потенциальных клиентов своего предприятия, более того, идея звукозаписи и приходит им в голову после нескольких разговоров со знакомыми музыкантами, которые жалуются на высокие цены и неприемлемое звучание примитивных студий.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Новичок вряд ли сможет перетянуть к себе (во всяком случае, на первых порах) музыкантов, которые пишутся у своих знакомых или в уже известных студиях. Но вот все новые, только образовавшиеся коллективы уже становятся целевой аудиторией, заинтересованной в услуге. Именно на них нужно делать акцент. Как показывает практика, действительно заниматься студией, которая пишет всё и для всех, нерентабельно, на выходе качество записи страдает во всех жанрах. Это связано и с работниками, и с оборудованием. Универсальная студия – это та, что имеет множество отделений и большой штат сотрудников, то есть представляет собой несколько студий в одной. У начинающего предпринимателя вряд ли имеется сразу столько средств, чтобы открыть крупный звукозаписывающий центр. Поэтому и ему стоит определиться с форматом, жанром и даже стать завсегдатаем тематических тусовок. Про рекламу на сайтах, в соответствующих порталах и просто в заведениях (например, в магазине музыкальных инструментов) забывать тоже не стоит, но «свой человек» гораздо быстрее наберёт клиентуру.

Студия звукозаписи – несколько необычный бизнес. Несмотря на то, что содержание студии требует наличие специфических знаний и сотрудников с определёнными умениями, недостатка в таких компаниях не испытывает ни один относительно крупный город. Всё-таки люди обучаются этому ремеслу, находят работников и обустраивают помещение. Кажется, что студия звукозаписи является простым видом бизнеса с пассивным доходом; и отчасти это так. Но так рассуждает и слишком большое количество людей, и бизнесмен в таком деле должен заниматься в первую очередь поддержанием своей конкурентоспособности. Если он сам в студии не работает, ему нужно вплотную заняться маркетинговой кампанией для своего дела, которая не будет прекращаться никогда.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности проходит в местном налоговом органе, и от бизнесмена потребуется порядка 20 тысяч рублей и до месяца времени. Сама пошлина гораздо дешевле, но желательно иметь резервные средства на непредвиденные расходы. Проще всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, потому что в этом случае не придётся писать устав, выделять уставный капитал, да и впоследствии будет гораздо проще проводить отчётность. Если же бизнесом планирует заниматься несколько человек, то лучше оформить общество с ограниченной ответственностью (ООО); в обоих случаях останется возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН) и платить либо 6% (от дохода), либо 15% (от операционной прибыли). Код деятельности - (ОКПД 2) 59.20 Услуги звукозаписи и услуги по изданию музыкальных произведений. Если планируется работа только звукозаписывающей студии, то дополнительные кодировки не потребуются.

Важный момент – выбор помещения. Месторасположение может быть практически любым, хоть и оптимально располагаться где-нибудь в центральных районах города. Главное, чтобы не на окраине, потому что в этом случае не все решатся ехать в далёкие кварталы. Помещение можно выкупить, но это будет очень дорого или же взять в аренду. Некоторые начинающие студии начинают свою работу буквально в квартире или доме её основателя. И это тоже может быть выгодно, потому что не придётся тратиться на съём помещения и уж тем более на его выкуп, а начинающие музыканты не брезгуют посещаться частный сектор для записи своих композиций. Но в своей квартире в таком случае придётся сделать ремонт, который лишит её владельца как минимум одной комнаты (то есть, в однокомнатной квартире разместить студию не получится), которая будет сильно переделана. Ведь между операторской и комнатой для записи должно находиться окно, через которое звукорежиссёр должен жестами общаться с музыкантами. Отсутствие такого окна сильно усложнит процесс коммуникации. По всей квартире придётся протянуть провода и наладить проводку, возможно, поставить дополнительные предохранители. Аппаратуры будет много, и вся она должна работать одновременно, не каждая электрическая сеть в простой квартире выдержит такое напряжение.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Отдельно заказывается изоляция. Чтобы не мешать жильцам соседних квартир, звукоизоляция должна покрывать стены, потолок и пол. Размер комнаты для записи начинается от 20 м 2 и при высоте потолков в 2,5 метра стоимость звукоизоляционных работ составит почти 130 тысяч рублей (10 тысяч – пол, 40 тысяч – потолок, 80 тысяч – стены). Работы проводятся профессионалами (лучше самостоятельно за них не приниматься, если нет соответствующего опыта), и нужно учитывать, что цена может значительно изменяться в зависимости от исходных параметров помещения. Ведь некоторые квартиры изначально имеют шумоподавление и звуковую изоляцию лучше, чем в других. Теоретически, находясь в нежилом и вообще необитаемом здании вдали от жилых построек, можно и вовсе не заниматься звукоизоляцией, но в этом случае у стражей правопорядка будет повод оштрафовать предпринимателя, даже если он никому по факту не мешает.

Ремонт примерно одинаково обойдётся и для коммерческого помещения, и для жилого, всё зависит от фактического расположения ближайших квартир или офисов, и нужно учитывать, что перепланировка помещения должны быть зарегистрирована в соответствующих инстанциях. В случае с заменой проводки вообще может возникнуть немало проблем, связанных не только с технической реализацией, но и с бюрократической волокитой. Да и арендодатель не всегда согласится на такие кардинальные изменения своей собственности. Поэтому не исключено, что придётся потратить немало времени на поиск подходящего помещения. Также, в некоторых звукозаписывающих студиях помимо каморки звукооператора и комнаты для записи имеется комната отдыха и размещения аппаратуры (отдельно). Да и сама комната записи может быть больше, чем 20 м 2 , если планируется работать с коллективами, состоящими из большого количества человек.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Следующий важный момент – закупка оборудования. Профессиональная звукозаписывающая студия должна располагать всеми возможными устройствами не только для непосредственной записи, но и для сведения, аранжировки, минусовки и даже игры на инструментах. Не обязательно закупать музыкальные инструменты, но вот в большинстве случаев будет нужна ударная установка, потому что сам ударник свою привезти вряд ли сможет. Некоторые коллективы предпочитают всё же студии, в которых есть свои инструменты. Ударная установка стоит от 30 тысяч рублей, лучше купить профессиональную со всеми дополнениями, это обойдётся около 100 тысяч рублей. В остальном придётся потратиться на такие вещи:

    Запись звука

    • Микрофон (несколько штук) – от 6 тысяч рублей.

      Звукосниматель (в основном применяется для электрогитары) – от 4 тысяч рублей.

      Усилитель – от 20 тысяч рублей.

    Обработка звука

    • Микшерный пульт – от 20 тысяч рублей (но купить лучше минимум за 100 тысяч).

      Мастеринговый процессор – от 170 тысяч рублей.

      Процессор эффектов – от 30 тысяч рублей.

      Контроллер – от 50 тысяч рублей.

В дополнение потребуется множество дополнительного оборудования (наушники, компьютеры, радиосистемы, оборудование для DJ, сигнальные процессоры), самым важным из которого является студийный монитор. Один такой экземпляр стоит порядка 30 тысяч рублей, хотя можно найти модели и за 10 тысяч. Помимо закупки нужной аппаратуры придётся оплатить её установку, хотя некоторые поставщики оборудования предлагают бесплатный или монтаж со скидкой при покупке товара на определённую сумму. Таким образом, договариваться обо всех условиях сотрудничества придётся в индивидуальном порядке.

Придётся потратиться и на программное обеспечение. Работать на нелицензионном или пиратском ПО строго не рекомендуется, потому что в этом случае не удастся транслировать или продавать свой продукт, и даже у самих музыкантов от этого могут возникнуть проблемы. Это особенно касается тех случаев, когда в композициях присутствует не «живой» звук, а синтезированный на той или иной программе. Конечно, некоторые коллективы признают только игру на своих инструментах, но если потребуется создать эффект, который не в состоянии воспроизвести их аппаратура, тогда этот эффект должен быть создан через легально купленную программу. Впрочем, для самой простой работы может хватить и бесплатных программ.

Некоторые продвинутые студии предлагают своим клиентам даже выезд со своим собственным оборудованием по месту требования. Конечно, на первых порах предлагать столь высокий уровень сервиса явно не потребуется (хотя бы потому, что у музыкантов не будет денег оплачивать подобное мероприятие), но в дальнейшем это может стать хорошим конкурентным преимуществом. Однако уже в самом начале можно приобрести недорогой фургончик, чтобы предлагать своим клиентам возможность забирать их вместе с их аппаратурой. Ведь люди с гитарами, синтезаторами, саксофонами и прочими музыкальными инструментами даже в такси не всегда поместятся. Свой фургончик же станет хорошим рекламным ходом, и поначалу можно предлагать такую услугу даже бесплатно.

Простая бывшая в употреблении «Газель» стоит 200 тысяч рублей, а от водителя (которым может стать и сам предприниматель) потребуются права категории D. При этом машину можно раскрасить рекламой, и по городу будет кататься бесплатная информация о своей студии. Безусловно, без фургона можно обойтись, но это неплохая идея, если имеются дополнительные средства. Если бюджет ограничен, лучше закупить более совершенное оборудование, не тратясь на автомобиль.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сам предприниматель, как было уже отмечено, тоже должен быть вовлечён в работу студии. На любой должности, это позволит экономить на персонале. Самый важный человек в студии – звукорежиссёр, он руководит процессом записи, помогает артистам и фактически от него зависит качество готового продукта. Если заказов много, то записывать сводить, создавать аранжировки и минусовки должно уже несколько человек, хотя обычно в студии много свободного времени для этих работ. Помимо штатных работников неплохо было бы отыскать сессионных музыкантов, которые готовы играть на инструментах для клиента в студии. Ведь звукозапись интересна не только профессиональным музыкантам, но и людям, которые просто хотят записать свой собственный трек. Иногда даже песню. И аккомпанировать поющему могут люди, если у поющего возникло такое желание. Это весьма хороший способ и заработать дополнительные деньги, и предоставить потребителю более широкий спектр услуг. При этом сам бизнесмен практически ничего не теряет, он звонит музыкантам только в случае необходимости, а они получают гонорар только по факту выполненной работы. В остальное время они полностью свободны.

Помимо этого можно предлагать услуги диктора и человека, занимающегося озвучкой. Ограничиваться только музыкой не стоит, чем больше возможностей предлагает студия, тем быстрее она заработает имя и прочное положение на рынке. Даже если приоритетное направление – это запись рок и метал-музыки, гнушаться записью молодой певички, поющей что-то о розовых облаках, не стоит. В дальнейшем можно выйти на озвучивание рекламных роликов или создание аудиокниг, а это весьма неплохой дополнительный источник заработка.

Продвигать свои услуги лучше лично, вращаясь в определённой жанровой сфере и находя в первую очередь продюсеров. Если удастся наладить сотрудничество с каким-нибудь лейблом, то можно рассчитывать на постоянную работу. Если только лейбл сам не был создан позавчера. Даже раздача листовок перед, во время или после концерта простым посетителям может быть эффективной, особенно, если речь идёт о специализированных клубах. Многие посетители таких концертов сами являются участниками или организаторами музыкальных групп. Реклама на радио и телевидении не всегда бывает эффективной ввиду того, что музыкальный бизнес – свой отдельный мир со своими правилами.

Оплата работы студии производится по часам, но некоторые виды услуг оплачиваются до факта выполнения. Так, в среднестатистической студии стоимость часа записи составляет 1 тысячу рублей. Сведение и мастеринг стоят значительно дороже, но в случае записи полноценного альбома клиентам лучше предлагать скидку, потому что одна песня может обходиться в 8-10 тысяч рублей (в зависимости от количества партий и продолжительности). Не каждая начинающая группа может позволить себе даже вскладчину такую цену, но обычно решение записать альбом – это серьёзный шаг в жизни коллектива, к которому он готовится заранее. В абсолютно свободное время можно заниматься созданием простых и универсальных минусовок (рэперы оценят) и аранжировок, чтобы впоследствии продавать их своим не особо притязательным клиентам. И, наконец, непосредственно запись звука на носители: тут нужно ещё пока поддерживать запись на CD, хоть время этого формата и подходит к концу. Востребованной может стать и услуга по оцифровке звука с магнитных носителей.

Самая главная проблема студии звукозаписи – это её конкуренты, и приходится поддерживать высокий уровень качества записи (те, кто этого не делает, никогда не станут серьёзным предприятием), что позволяет просто оставаться на уровне, но не выигрывать у своих соперников. Битва за клиента может быть очень ожесточённой, потому что более или менее популярные коллективы всегда уже имеют партнёра. Зачастую популярные музыканты сами даже не выбирают студию звукозаписи, это делает лейбл или продюсер. Однако, если начать с самого начала нарабатывать свою клиентскую базу и предлагать недорогие услуги на качественной аппаратуре, то в узком кругу музыкантов информация о новой хорошей студии быстро разлетится. И тогда уже можно иметь постоянный доход и признание среди творческих людей.


435 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 52060 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Российская музыка только начинает зарождаться, считает Иван Кноль. Поэтому студия звукозаписи — очень полезное, а при правильном подходе, и прибыльное мероприятие. О специфике музыкального бизнеса он рассказал в интервью Контур.Журналу.

Студия звукозаписи — это громко и сильно мешает соседям

Аранжировками и звукозаписью я занимаюсь уже около десяти лет. Когда мне было 12 лет, я впервые пришел в рок-группу «Ночные фильмы» (Евгений Анненков, Артем Бреховских). Тогда я в первый раз увидел, как выглядит звукозаписывающая программа: это была какая-то простецкая программка на старом компьютере. Я показал ребятам свою песню, и мы записали гитару, бас и голос. Я получил кучу эмоций, загорелся этим раз и навсегда и подумал, что выбрал свой путь. Потом играл в рок-группе «CERBER» (Павел Воротников, Никита Злобин, Алексей Тальянский, Антон Копылов, Денис Чеботарев). Как бы то ни было, к 11 классу я внезапно решил поступать в геодезическую академию.

Казалось бы, я с детства занимался музыкой, участвовал в КВН, вообще был творческим человеком и в то же время пошел учиться по инженерной специальности. На самом деле я хотел поступать в местный театральный институт, но в процессе посещения подготовительных курсов погрузился в местную атмосферу и, узнав, что расписание там будет с восьми утра до восьми вечера каждый день, даже в воскресенье, ужаснулся. Я подумал, что у меня совсем не будет личной жизни, я не смогу делать аранжировки и писать песни.

Как-то я ехал в автобусе, загляделся в окошко и подумал — чем же я буду зарабатывать на жизнь, если с утра до вечера буду пропадать в театре? Я хотел связать заработок денег со своим хобби, потому что насмотрелся на несчастных людей, которые вынуждены метаться между желаемым и действительным.

В первый год в геодезической академии я решил от всего отдохнуть и не заниматься музыкой. Ко второму курсу я снова начал петь и хотел организовать студию звукозаписи на базе университета. Но так как в вузе не было подходящего помещения, три года назад я открыл звукозаписывающую студию у себя, в частном доме в Криводановке, в 15 км от Новосибирска.

Это было очень кстати, потому что студия звукозаписи — это очень громко и сильно мешает соседям. Какое бы звукопоглощение из изоляционных материалов ты не сделал, все равно будут вибрации. К тому же не избежать постоянного потока людей. Поэтому мне идеально подходил отдельно стоящий коттедж. На первую аппаратуру я потратил около 250 000 руб. из своих и родительских накоплений. Я купил компьютер, звуковую карту, три гитары, провода, колонки, пару наушников и микрофон — минимальный комплект, чтобы делать песни и аранжировки.

Из меня получилась «универсальная музыкальная станция»

Мой отец — творческий человек, он пишет стихи и песни. Я тренировался на нем, пока записывал его композиции. Поскольку я закончил музыкальную школу и являюсь специалистом по информационным системам, то я хорошо разбираюсь и в компьютерах, и в музыке. Сам пишу песни в различных стилях — и рок, и рэп, и танцевальные стили, и шансон. И их же записываю.

Еще два года назад в таком режиме я работал дома. Мы репетировали с моими ребятами из творческого объединения Steel Strings Studio (Ренат Саттаров, Денис Ковалев, Свята Черняева, Сергей Долин). Это объединение помогает молодым музыкантам выступать, организовывать творческие концерты и квартирники.

В студии звукозаписи я работаю отдельно, каждый день с утра до вечера пытаюсь добиться идеального звука. С ребятами из творческого объединения мы репетировали около года, работали над проектом «Маяковсвет». Уже несколько раз мы выступали в Новосибирске. Также планируем развивать более жесткий проект по звучанию The Trailer, у нас в наработках есть около пяти демоверсий. После того как я закончу обрабатывать звук, мы попытаемся раскрутиться с помощью этих проектов.

Чтобы заниматься делом серьезно, я зарегистрировал ИП. Постепенно через сарафанное радио клиенты узнали, что я записываю песни, аранжировки, пишу стихи, ко мне стали обращаться. Я также организую живую музыку на свадьбах и юбилеях. У меня есть комплект аппаратуры, и, если людям нужен звук, я готов им предоставить все необходимое. Из меня получилась «универсальная музыкальная станция»: я могу записать песню, включить музыку на мероприятии или спеть. Это такой пакет услуг.

Нельзя пройти месячные курсы и стать хорошим звуковиком

У работы в домашних условиях есть свои плюсы, например, то, что ты просыпаешься и сразу начинаешь работать. Основной минус — каждый раз в дом приходят новые люди, а ведь дом — это то место, где нужно отдыхать. Я всерьез задумался о том, что студию звукозаписи нужно сделать где-то в Новосибирске. Сейчас я арендую помещение неподалеку от того места, где я когда-то учился.

В настоящее время я продолжаю обучение в аспирантуре и работаю над диссертацией, но это мне не мешает заниматься бизнесом. В студию пришлось сделать еще немного денежных вливаний: купить барабанную установку, звуковую карту, чтобы записывать барабаны, провода, коммутацию, звукоизоляцию для звукопоглощения, и провести небольшой косметический ремонт.

Чтобы получить необходимый багаж знаний и сразу начать делать качественные аранжировки, недостаточно просто пройти месячные курсы, поэтому я постоянно нарабатываю опыт. Чтобы стать востребованным звукооператором и аранжировщиком, нужно заниматься каждый день. На данном этапе я работаю один и пока справляюсь сам, позже хочу нанять человека, который будет выполнять мои обязанности, пока меня нет на работе, чтобы арендованное помещение не простаивало.

В Новосибирске очень популярен шансон. Недавно я начал работать с Андреем Климнюком («Легенды русского шансона»). Я делаю аранжировки ему и его новосибирскому коллеге Сергею Клушину. Также я записываю рок-группы («Контакт», «Искрия», «Цвет Точки»). Это веселые ребята, с ними приятно работать. Недавно мы записали все партии ударных для группы «Контакт», сейчас записываем гитары, осталось записать все партии баса для девяти композиций, все это свести и выложить в сеть.

Местному рэп-исполнителю Никиту Ховякову, у которого есть проект «Истов», мы недавно записали альбом «Неурожай». Он остался очень доволен и сейчас хочет дальше записываться у меня. У него также есть свой проект рок-музыки — группа «Наизнанку», на осень или зиму мы договорились сделать альбом в стиле рок. Проектов очень много, а еще есть мои песни, которые я хочу записать.

Если все инструменты живые, например, в жанрах поп и рок, то на запись инструментов может уйти около пяти-шести часов, а на сведение этого — около трех-четырех часов, то есть можно за два дня сделать готовый продукт.

Русская музыка только зарождается

Принято говорить, что русский рок мертв, но я бы так не сказал, ведь он только начинает зарождаться. Конечно, мы несколько отстаем от Запада, но ребятам сейчас не хватает лишь усидчивости. Ведь песню нужно писать, когда тебе есть что сказать людям. И тогда, каким бы образом она не была сыграна, даже если там есть ошибки и недочеты в плане звука, эта песня найдет своего слушателя.

Всегда останутся люди, которым нужны песни и аранжировки. Сейчас век сети, поэтому музыканты предпочитают распространять свою продукцию через интернет.

Они записывают песни в хорошем качестве, делают подборку и начинают пиарить ее в разных пабликах за деньги. На самом деле звукозапись — это очень прибыльное дело, если подходить к нему с умом, находить нужных людей, работать с ними и продвигать их.

Я раньше занимался вокалом, но потом перестал. Сейчас я восстанавливаю свои вокальные данные, чтобы участвовать в конкурсах и фестивалях. Это необходимо для того, чтобы люди узнали о студии звукозаписи Ивана Кноля и могли воспользоваться ее услугами.

В Новосибирске есть различные площадки для выступлений рэп-, поп-, рок- и шансон-исполнителей. Конечно, здесь не такие обороты, как в Москве или Санкт-Петербурге, однако у нас много исполнителей и вообще творческих людей, которые могут стать профессионалами.

Учиться делать аранжировки можно, только копируя чужие песни

В Новосибирске довольно много студий звукозаписи — около 15: «Мегатон», «Иволга», студия при ГТРК, также в театрах есть свои студии. Мест, где можно записаться, хватает. Я работаю над тем, чтобы стать лучше. Постепенно пробиваюсь в школу-студию при ГТРК — с сентября пойду туда на курсы звукорежиссеров. Курс теории и практики занимает полгода: мы будем смотреть, как профессионалы записывают звук — гитары, барабаны.

В музыкальном бизнесе аппаратуру нужно обновлять постоянно. Есть даже шуточная болезнь, которую в США называют «синдром покупки оборудования». Музыканты все время хотят покупать новую аппаратуру, слушать новый звук. Например, я хочу купить более качественный вокальный микрофон и найти помещение побольше.

Аранжировка в стиле шансон стоит 3 000 руб., запись голоса, сведение и наложение эффектов — 1 000 руб. Если человеку нужно что-то необычное, мы обговариваем это и корректируем цену. Четыре-пять аранжировок в месяц в стиле шансон, альбом в стиле рэп, альбом в стиле рок — для меня пока потолок.

Когда ты слушаешь какую-то песню, это и есть обучение. Нужно услышать отдельно бас, ритм-гитару, соло-гитару, ударные, партию на синтезаторе. Нужно слышать, как записан голос, как он разведен по панораме — левое и правое ухо, середина, какие части есть в конкретной песне. Если разобрать песню по частям, можно попробовать сесть и записать ее заново от начала до конца. Поднять свой уровень можно, только если ты научишься полностью копировать песню по звучанию.

Потом ты можешь пробовать делать свою музыку. Нужно взять гитару, поставить руку, выбрать новую последовательность аккордов, по-новому начать играть правой рукой ритмику — так может родиться новая партия, которая в будущем может стать песней. Эта же песня может перерасти в видеофильм.

Студийный бизнес - довольно узкая ниша на современном рынке, и все дело в том, что развиваться в этом направлении под силу лишь тому, чья жизнь тесно связана с творчеством и музыкой. Попробуем разобраться, насколько выгоден бизнес - студия звукозаписи и с чего лучше начинать, чтобы создать доходную и успешную звукозаписывающую компанию.

Во времена кризиса, дорогая звукозаписывающая студия может оказаться нерентабельной с точки зрения бизнеса. Конечно, любой уважающий себя ценитель качественной музыки хотел бы открыть собственную «Real World by P. Gabriel» или «Abbey Road ». Но, продумывая бизнес план студии звукозаписи, сразу приготовьтесь к тому, что в современных реалиях в выигрыше оказывается тот, кто может позволить себе демпинг. В основном, это так называемые «студии на дому ». Те же, кто, обладая большими площадями и дорогой аппаратурой, оказывают действительно качественные услуги, вынуждены простаивать и терпеть убытки.

Проблема в том, что вкусы российских потребителей музыкальной продукции не особо взыскательны. А если целевая аудитория не предъявляет высоких требований к качеству звука, то зачем переплачивать? К тому же, многие современные музыканты, минуя этап записи диска, сразу выкладывают свое творчество в Интернет, поскольку знают, что так или иначе там окажутся, но на этот раз «благодаря» пиратам. А Всемирная сеть и качественная музыка - несовместимые понятия. Безусловно, многие исполнители и группы готовы платить за «компакт-диск», но записываются непосредственно во время репетиций. В лучшем случае - в небольшой домашней студии. Как ни прискорбно, но в России компакт-диски зачастую выполняют роль рекламных листовок, которые должны привлечь как можно большее число людей на концерт либо обратить на себя внимание богатого спонсора, готового разориться на корпоратив. Когда потребители предпочитают бесплатно скачивать музыку в Интернете, продажа дисков становится убыточной. Поэтому не удивительно, что в подобных условиях мало кто заботится о качестве звукозаписи.

Как открыть студию звукозаписи

Сегодня, открыть свою звукозаписывающую студию стало гораздо проще, чем десятилетия назад. И все благодаря появлению цифровых технологий. К тому же, в случае с домашней студией вам не потребуется платить за аренду помещения. Из необходимого технического оборудования нужны хороший мощный компьютер с качественной звуковой картой, студийные мониторы, микрофоны, миди-клавиатура, а также закрытые наушники.

Из программного обеспечения понадобится, к примеру, Pro Tools . Не повторяйте ошибку многих начинающих предпринимателей: сэкономив на помещении под студию звукозаписи, не экономьте на лицензионном софте! Чтобы записи вашего исполнителя могли попасть на серьезный западный рынок, лучше даже microsoft office устанавливать лицензионный. Не хотите покупать - ищите бесплатные легальные программы в Интернете, но не скачивайте «пиратки». С таким софтом ваш исполнитель в лучшем случае сможет петь в ресторане.

Сколько это стоит?

На закупку оборудования у Вас уйдет примерно 150 тысяч рублей . На должность композитора и аранжировщика не обязательно искать отдельных специалистов, с этим вполне может справиться талантливый звукорежиссер. Час работы стоит 500-1000 рублей. Если сможете найти клиентов, можно рассчитывать на постоянный, пусть и небольшой, доход. Желая открыть свой бизнес студию звукозаписи, помните о таком секрете успеха, как «специализация по жанрам».

Каждая студия должна иметь свою музыкальную направленность, не пытайтесь хвататься за все сразу. Определитесь, что будете писать: живую музыку или электронную. От этого зависит техническое оснащение студии, ее мощности и даже убранство. Ищите определенный музыкальный контингент, наращивайте свою клиентуру, и, если повезет, ваша студия превратится в клубную тусовку. Звукозаписывающая студия сама себя не окупает - она тесно завязана на остальных звеньях шоу-бизнеса. А значит, через вашу студию постоянно должен проходить поток музыкантов. Где их искать? Безусловно, бегать за ними на музыкальных тусовках, предлагая свои услуги, довольно глупо. Сделайте так, чтобы они сами вас находили. Можно предложить почасовую аренду студии в качестве репетиционной точки, заодно и аппаратура не будет простаивать. Подобный шаг может оказаться довольно прибыльным, поскольку молодых талантов настолько много, что специальных мест для репетиций на всех просто не хватает. Студия звукозаписи и репетиционная база в одном помещении может оказаться довольно прибыльным сочетанием! Легко находить клиентов тем предпринимателям, которые сами занимаются музыкой. Гораздо труднее тем, кто желает купить студию звукозаписи, чтобы завязать связи с музыкальной тусовкой и вращаться в этих кругах.

Не бойтесь конкуренции сто стороны профессиональных звукозаписывающих лейблов и технических «профи», в России их пока просто нет. Советская школа звукозаписи давно умерла, а новой - пока так и не возникло. Эксперты подтверждают, что подавляющее большинство работающих в нашей стране звукорежиссёров — самоучки-любители.

Сегодня компьютерные технологии шагнули так далеко, что создать и оборудовать домашнюю музыкальную студию уже не составляет труда. Будем использовать эти возможности, чтобы вопрос, как заработать деньги, больше не беспокоил музыкантов.

Раньше, лет 10 назад, когда компьютерные комплектующие стоили дорого, покупка компьютера - было дорогим удовольствием. Сегодня перед людьми, благодаря научно-техническому прогрессу открыты огромные возможности, как для творчества, так и для заработка.

Итак, музыкант, решивший идти предложенным мною путем, должен сначала оборудовать домашнюю студию. Для этого ему понадобится компьютер, микрофон для записи голоса, аудиокарта для оцифровки звука.

Также ему придется изучить приемы звукозаписи, научиться работать с редакторами звука.

Без обучения на начальном этапе не обойтись, равно как и без вложения денег на покупку технического оснащения.

Если говорить о параметрах компьютерной системы, то желательно иметь жесткий диск не меньше, чем 500 мегабайт, оперативную память не меньше 2 гигабайт. Априори, чем выше параметры компьютерной системы, тем лучше, но, поверьте, для работы можно использовать и менее мощную систему.

Идея заработка, её суть заключается в том, что вам, как музыканту, нужно заняться записью собственных музыкальных произведений, если таковые имеются, или записью молодых исполнителей.

У многих музыкантов есть практический опыт создания аранжировок и сочинения музыки. Нужно лишь его перевести в плоскость технической, то есть, компьютерной обработки и таким образом, заработать при помощи компьютера и своих музыкальных способностей.

Вам нужно будет, изучить, как делать запись, как обращаться с плагинами обработки звука, как применять компрессор и эквалайзер, как обрабатывать вокал, как делать сведение и мастеринг.

Изучать придется много, но утешайте себя тем, что вы расширяете свои возможности, как музыканта, соединяя обычную нотную грамоту и основы аранжировки с современными возможностями редактирования музыки.

Как только вы освоите работу в музыкальном редакторе, следующим шагом будет создание демонстрационных записей. У вас должно быть свое портфолио.

Покажите себя, как аранжировщика, звукорежиссера. Покажите свой уникальный саунд.

Вы можете записать свои работы на диск, выложить их в Интернет, на Youtube. Зарегистрируйтесь также в музыкальных социальных сетях, демонстрируйте свои навыки, начните давать рекламу.

Ваша задача привлекать заказчиков.

Конечно, самый простой способ - это использовать свое окружение. Расскажите своим друзьям, знакомым, чем вы занимаетесь. Предложите им свои услуги по созданию фонограмм, записи начинающих вокалистов, созданию музыкальных подложек для детских утренников.

Любая работа, связанная со звуком - это ваш хлеб. Нужна кому-то фонограмма, беритесь за работу. Кто-то хочет прописать свой голос, берите заказ.

Пока вы только стартуете, не завышайте цены, не перебирайте заказами. Вам нужна сейчас работа не только для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы нарабатывать опыт и связи. Поднимайте свой авторитет. Пусть люди говорят: «Он хорошо делает работу и берет недорого».

Учитесь, поднимайте свой уровень. Обучайтесь по книгам, смотрите видеоуроки, общайтесь с другими звукорежиссерами, учитесь, выполняя реальную работу.

Как только вы начнете зарабатывать деньги, часть из них тратьте на рекламу своих услуг. Другую часть на обновление студии, если в том есть необходимость.

Когда вы начнете замечать, что у вас много заказчиков, что уже образовалась к вам очередь, тогда начните постепенно повышать цены. Этот процесс позволит вам отсеять случайных заказчиков от постоянных. Таким образом, у вас наработается собственная клиентура.

Следующий этап развития, когда у вас уже много работы, отдавайте некоторые её участки начинающим звукорежиссерам, которые, как вы, некогда, также начинают свой путь.

Как эту работу можно организовать? Например, сведение и мастеринг делайте сами, а запись некоторых треков можно отдать в руки других музыкантов.

Вы можете также создать команду удаленных работников и давать им техническое задание на создание одной партии или всей аранжировки.

Конечно, подобрать добросовестных удаленных работников, которые бы работали в похожем с вами стиле, дело хлопотное, но это вполне возможно.

Ещё один этап развития студии - это расширить диапазон своих услуг. Если раньше вы специализировались только на аранжировке, добавьте ещё такую услугу, как озвучивание роликов и книг.

ХОБИЗ.RU предлагает здесь также использовать удаленных работников. Если у вас будет наработанная база, вы можете давать им техническое задание, получать по Интернету записанное ими аудио, и работать только над финальным этапом заказа.

На этом этапе идея заработка может перерасти в бизнес идею.

Дальнейшее её развитие зависит от ваших организаторских способностей. Как можно заработать деньги, я показал. Начинать нужно с самого простого, а именно, с создания своей домашней музыкальной студии.

Это хорошая идея бизнеса, которую могут использовать музыканты, переквалифицировавшись в компьютерных аранжировщиков.

Статья написана специально для сайта ХОБИЗ.RU

Новое на сайте

>

Самое популярное