Домой Кейсы Нужна программа для реставрации старых фотографий? Как старую фотографию сделать четкой? Как редактировать старые фотографии в фотошопе.

Нужна программа для реставрации старых фотографий? Как старую фотографию сделать четкой? Как редактировать старые фотографии в фотошопе.

Прежде чем исправлять фотографию, важно понять причины нечеткости. Каждая причина имеет свой способ устранения, и найти нужный способ означает выбрать самый правильный, быстрый и экономный путь к хорошему результату.

Проще всего выслать фото реставратору, который что делать с фотографией, но знать основные принципы не помешает.

Реставрация фотографий подразумевает, что все улучшения мы проводим с цифровой копией бумажного оригинала. Возьмем фотографию и посмотрим на нее внимательно, увеличив до 100 % или больше.

Случай 1. Потускневшие цвета.

Контуры ровные, на увеличенном портрете видно маленькие детали, такие как очертания губ, форму глаз, брови, а иногда удается разглядеть и отдельные волоски.

Причины.

Фотография поблекла, выцвела и потускнела со временем. Самая распространенная причина: то, что всегда происходит с бумажными фотографиями.

Простое решение.

Потускневшую фотографию восстанавливают с помощью цветокоррекции. Однако, не всегда этого достаточно: как только мы делаем изображение четче, тут же становятся заметней дефекты. Бумажные фотографии не только выцветают, но и легко повреждаются. Это хорошо видно при увеличении: пятна, царапины, трещины, местами потертости. Все вместе портит впечатление, как будто изображение плохо видно сквозь слой пыли и грязи.

Профессиональная реставрация восстановит цвета, уберет вековой налет грязи и сделает фотографию как новую. Для этого достаточно всего лишь переслать фото по почте, оплатить работу и ждать результат.

Сложное решение.

Самостоятельная реставрация фотографий – дело сложное и увлекательное. Если у вас много снимков, времени и терпения, вы любите кропотливую и аккуратную работу — этот путь для вас. Однако, для этого недостаточно посмотреть несколько уроков. Один и тот же прием может исправить одну фотографию и испортить другую, поэтому без системных знаний и опыта хорошего результата не получится, разве что в простых случаях. Если же на фотографии сильные повреждения, особенно на лице, то без опыта и некоторых художественных навыков за самостоятельную работу лучше не браться совсем. Исправляя ошибки и переделывая работу, новичок потратит в два-три раза больше времени, чем опытный реставратор. При этом обидно, когда результат адского труда оказывается намного хуже. Вот только несколько характерных ошибок: видны следы обработки, «размыливание», старые пятна не убираются и откуда-то появляются новые, лицо искажается до неузнаваемости и т.д. Всего этого можно избежать, если работу заказать у специалиста. Стоит ли самостоятельно реставрировать фотографию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать выбор: экономия или результат.

Случай 2. Плохой скан.

Контуры неровные, смазанные. Видны изломы, зернистость, полосы, зазубрины или маленькие квадраты.

Причины.

1. Ломаные контуры с зазубринами и квадратами – явный признак того, что фотография отсканирована неправильно, с маленьким разрешением или сжатием, поэтому границы потеряли четкость.

2. Зернистость, полосы и другие артефакты, которых нет на бумажном оригинале, говорят о том, что сканер непригоден для оцифровки фотографий. Иногда зернистость возникает из-за фактуры бумаги, матовой, шероховатой или рифленой.

Грамотное решение.

1. Заново отсканировать фотографию, . Фотографии на рельефной бумаге оцифровываются . Сравните результат. Если на фотографии отчетливо проявились трещины и царапины — это нормально. Если ничего не изменилось и контуры не проявились, переходим к следующему пункту.

2. Отнести бумажный оригинал в фотоцентр, где есть профессиональный сканер или другая современная техника. По сравнению с основной реставрацией оцифровка стоит совсем недорого и обходится в пять-десять раз дешевле. Конечно, это займет больше времени, но разве не стоит потратить его на то, чтобы на фотографии стало хорошо видно лица ваших родных? Некоторые центры вместе с услугой по оцифровке заодно предложат и реставрацию. Но, увы, наличие нормальной техники в фотоцентре не означает наличие хорошего реставратора, поэтому всегда внимательно смотрите примеры работ. К счастью, интернет не знает границ: теперь можно найти лучшего реставратора в любом городе, а пересылка файла займет всего несколько минут. К тому же, заказ реставрации фотографий онлайн очень удобен: вам не придется приходить за готовой фотографией второй раз, вы просто получите ее по электронной почте.

Почему нельзя экономить на хорошей оцифровке? Когда к повреждениям бумаги добавляются искажения сканера, фотография еще больше теряет первоначальный вид. Восстановить фотографию можно только из того, что есть. Если контуры потеряли четкость при сканировании, то вернуть их можно либо правильным сканированием, либо художественными способами. Сохранится ли сходство, фотографическое качество или лица станут нарисованными и плоскими – здесь придется положиться исключительно на способности реставратора. Перед тем, как заказать прорисовку, посмотрите ее примеры. Сканирование обходится дешевле. Для сравнения, средняя рыночная цена сканирования — 60 руб. а самой примитивной отрисовки – от 3000 руб.

Неправильное решение.

Вы отправили плохо отсканированную фотографию исполнителю, который согласился отреставрировать ее недорого и не предложил улучшить с помощью оцифровки. О чем это говорит? Исполнитель непрофессионал и не знает, что хороший результат невозможен без правильной оцифровки, либо быстрый заработок для него важней результата.

Случай 3. Размытая фотография.

Контуры размыты, несмотря на то, что фото оцифровано в соответствии со всеми требованиями и высоким разрешением. Так бывает, когда фотография изначально снята не в фокусе. А значит, в этом случае сделать более четкие контуры простыми способами не получится. То, чего на фотографии никогда не было, нельзя восстановить оцифровкой или в Фотошопе. С помощью специальных фильтров можно создать лишь зрительный эффект четкости, но проявить детали невозможно. Единственный способ исправления нечеткости – художественное восстановление, .

Примеры реставрации без художественного восстановления.


Урок подготовила для вас Марина Колесова.

Сегодня мы с вами будем осваивать способ реставрации старых потрепанных фотографий в фотошопе. В интернете много различных примеров, как это сделать. Я хочу предложить вашему вниманию самый, как мне кажется, простой и понятный. Конечно, он достаточно трудоемкий и займет определенное время, но для новичков в фотошопе подойдет идеально. Не надо кучи инструментов, различных масок и режимов наложения слоев, которые путаются в голове. Потребуется только инструмент Штамп и ваше терпение. Кроме того новички во время этого урока подружатся с этим замечательным инструментом и будут в дальнейшем применять его в своих работах.

Приступаем к изучению урока.

Вот в домашнем архиве давно валялась старая фотография, пришло время ею заняться.

Прежде всего идем на вкладку Изображение – Режим – RGB. Если режим другой, то ставим галочку на RGB.

Снимаем замочек со слоя. Два раза левой кнопкой мышки щелкаем по замочку и в выпавшем окне выбираем ОК.

Для подстраховки скопируем слой. Затем встаем на копию и увеличиваем просмотр. Начинаем работу с краев фотографии, чтобы на них потренироваться.

Берем инструмент Штамп и проверяем настройки. Так как работаем в самом углу, то не бойтесь непрозрачность и нажим поставить максимальные. Штамповать будем круглой кистью, подбираем предварительно ее диаметр. Активируем инструмент Штамп, зажимаем клавишу Alt, появляется на экране окно как в прицеле. Его ставим на тот участок, который хотим скопировать, щелкаем мышкой. Затем отпускаем клавишу Alt, прицел пропадает и переводим круг на место, которое хотим закрасить, щелкаем мышкой. Видим, как появился кружок на испорченном участке. Так потренируемся именно на углах. Чем чаще будем применять клавишу Alt, тем более тщательно будет закрашиваться нужный участок.

Потренировавшись на углах, переходим на другой участок, но лицо пока не трогаем. Так как полоска, которую надо замаскировать небольшая, то меняем размер кисти – уменьшаем диаметр. И снова прицеливаемся на участок, который хотим скопировать, зажимаем клавишу Alt, щелкаем мышкой, отпускаем клавишу, переходим на участок, который нужно закрасить, щелкаем мышкой.

Периодически уменьшаем просмотр и разглядываем, что получается.

Чтобы сравнить, гасим глазок на слое копии, на котором работаем. Сразу видно: что и где закрашено.

На местах в районе глаза нужно очень сильно увеличить изображение. Так как движком это сделать уже трудно, то щелкаем по правому треугольничку. С его помощью понемножку увеличиваем изображение.

Мишени для прицела выбираем и сверху шва и снизу шва. На таких вот участках особенно важно не спешить и почаще прицеливаться и брать участки для клонирования.

Когда клонируем зрачок, то жесткость кисти уменьшаем.

При клонировании губ, образец берем с губ.

При клонировании зрачка можно и нужно пробы брать с разных сторон зрачка.

Старайтесь прицеливаться не очень близко к участку, который нужно закрасить, чтобы не попадало лишнее.

Когда клонируем полосочки на костюме, то шагаем с разных сторон к царапине. Поклонируем снизу, затем переходим на верх и клонируем сверху. Затем снова переходим на низ и так навстречу закрашиваем участок. Чтобы получился переход от белой полоски на черный фон, старайтесь в прицел взять участок, который находится посередине и включает и белую, и черную полосы. Регулируйте это диаметром кисти, его можно менять почаще.

Последним штрихом закрашиваем белую полоску, уже просто чтобы закрасить.

Все равно, как ни закрашивай фон, ровным он не будет. Поэтому принимаем другие меры. Инструментом Прямолинейное лассо выделяем фигуру малыша.

Правой кнопкой мышки щелкаем внутри выделения и выбираем Растушевка.

Радиус растушевки принимаем небольшой. Так как фотография старая, то сильно четкие границы нам не нужны.

Копируем выделенное на новый слой. Применяем для этого клавиши Ctrl+J.

Создаем новый слой, щелкнув по второй справа иконке на панели слоев и ставим его под слой с выделенной фигурой малыша. На двух нижних слоях гасим глазки.

Далее идем - Выполнить заливку. Чтобы было откуда взять пипеткой образец цвета, сделаем видимым слой на котором работали Штампом (включим на нем глазок, щелкнув по нему). Проверяем, что стоим на слое прозрачном.

А вот теперь применяем инструмент Пипетка для заливки слоя цветом.

Видим, что фон стал однотонным. Чтобы немного разнообразить его сделаем чуть структурным. Применяем фильтр Unlimited-2, скачаем его отсюда.

В окне фильтра выбираем канву.

К изображению малыша применим фильтр Усиление резкости. Проверим, что стоим на слое с малышом.

Гасим глазки на двух нижних слоях и на вкладке Слои выбираем – Объединить видимые.

После этого я сохранила файл в формате JPEG, сделала рамочку из урока Как сделать рамочку с рваными краями. Немного подкорректировать изображение я поручила программе. На вкладке Изображение выбрала Автотон и Автоконтраст.

Вот теперь можно сравнить результат.

Таким вот методом новички вполне могут браться за реставрацию старых фоток. Как видите способ этот очень понятный, главное терпение. Все у нас получится!

Скачайте установочный файл программы и запустите его. Следуйте инструкциям на экране для корректной установки приложения.

Загрузите поврежденное фото в редактор

Запустите программу и добавьте фотографию, которую вы хотите отреставрировать. Чтобы добавить изображение для редактирования, нажмите Открыть файл и выберите нужное фото.

Используйте автоматическое восстановление фотографий

Нажмите кнопку Реставрация на верхней панели программы. Если вы хотите автоматически настроить яркость и контрастность фотографии, воспользуйтесь опцией Улучшить фото . Нажмите кнопку Реставрировать , чтобы исправить испорченное фото.

Обратите внимание: после автоматической реставрации фото станет черно-белым.

Удалите царапины, пятна и заломы

Если фотография была сильно повреждена, после автовосстановления могут остаться небольшие дефекты. Чтобы их устранить, перейдите на вкладку Удаление объектов и выберите подходящий инструмент: Кистью можно закрасить произвольную область, Волшебной палочкой – выделить объекты одного цвета, Лассо – обозначить контур объекта с неровными краями. Чтобы подкорректировать выделенную область, воспользуйтесь инструментом Ластик . Теперь удалите нежелательный объект, нажав кнопку Стереть . Для устранения мелких дефектов воспользуйтесь инструментом Штамп : он позволяет скопировать любые участки изображения на выбранную область.

Устраните шумы после сканирования

После сканирования на фото может появиться шум. Чтобы очистить фотографию от шума, перейдите на вкладку Устранение шумов . Воспользуйтесь одним из готовых пресетов или создайте свой собственный. Чтобы создать пресет, выберите из готовых пресетов тот, который больше всего подходит для ваших целей. На миниатюре выбранного пресета появится значок шестеренки . Нажмите на него, чтобы открыть окно настроек. Отрегулируйте нужные параметры: световой шум, цветной шум, радиус, интенсивность и четкость – при помощи соответствующих ползунков. Чтобы сохранить новый пресет для дальнейшего использования, нажмите Сохранить режим .

Улучшите фото

Если фото нуждается в дальнейшей обработке, вы можете произвести ее автоматически или вручную с помощью инструментов на вкладке Улучшение фото . Для автоматической коррекции нажмите Автоулучшение . Чтобы настроить параметры изображения вручную, воспользуйтесь ползунками или введите требуемые значения в соответствующие поля справа.

Как профессионально восстановить такое фото?

На этом уроке мы подробно изучим, как восстановить старое порванное фото. Уверен, что в Вашем семейном архиве или у Ваших клиентов есть такие фотографии. Поэтому навыки фотореставратора Вам точно пригодятся.

Вступление

Выбирая материал для этого урока, я столкнулся с проблемой — у меня под рукой не оказалось повреждённой фотографии. В конце-концов мне её прислали. После сканирования и в ужасном разрешении. Но она отлично подошла, чтобы показать — хороших результатов можно добиться и со сканированными фото плохого разрешения. Пусть размер для печати в этом таком случае и останется небольшим.

Я проведу Вас по всем этапам восстановления. Некоторые из них нужно просто запомнить и повторить, однако, это не означает, что не нужно творчески подходить к работе и не искать другие варианты.

Вот эти этапы:

1. Сделайте копию оригинала
2. Измените разрешение и обрежьте участки, с которыми Вы не будете работать
3. Восстановите необходимые участки изображения
4. Уберите шумы и нежелательные элементы
5. Выровняйте уровень света/тени
6. Выровняйте яркость и контраст
7. Настройте резкость

Шаг 1

Начнём сразу с восстановления фотографии. Потому, что обрезать изображение и установить разрешение Вы можете сами. Сначала я использую Заплатку (Patch Tool) для грубой предварительной работы с большими участками. Затем я переключаюсь между Заплаткой, Восстанавливающей кистью (Healing Tool) и Штампом (Clone Tool) . Далее я буду объяснять выбор того или иного инструмента.

Шаг 2

Заплатка работает так же, как и Область (Marquee Tool) . Обведите область, которую Вы хотите исправить. Затем кликните в середину выбранной области и, держа кнопку зажатой, переместите выделенную область на похожую часть фотографии. Убедитесь, что Вы выровняли выбранную область перед тем, как начать. После чего переходите к следующему шагу.

Шаг 3

Следите за выравниванием оттенков на фоне. Обратите внимание, как Заплатка экономит время. Поэтому с этого инструмента и нужно начинать восстановление фотографии.

Шаг 4

Обработав все большие участки фотографии, смените инструмент на Восстанавливающую кисть (я отметил её красным на картинке внизу) и Штамп (отметил зелёным). Во время работы спокойно экспериментируйте с этими инструментами. Особенно если Вы хотите копнуть тему восстановления фото поглубже, чем начальный уровень.

Имейте в виду, что мелкие недостатки фотографии — следы, царапины, точки быстро и удобно убирает Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush) . В ходе работы я по ситуации менял Точечную восстанавливающую кисть на обычную Восстанавливающую кисть и обратно.

Как понятно из фотографии внизу, я использовал Штамп по краям картинки. Восстанавливающая кисть и Заплатка обычно оставляют нежелательные эффекты по краям изображения. Попробуйте и убедитесь сами. Еще раз повторю – меняйте инструменты по усмотрению. И свободно экспериментируйте с ними для достижения желаемого результата.

Шаг 5

Вот мы и закончили с первой частью реставрации.

Шаг 6

Переходим к серьезным дефектам изображения. Используем правый глаз для того, чтобы заменить им отсутствующий левый. Для этого используйте грубое выделение для глаза, и нажмите Ctrl+J для копирования выбранной области на новый слой.

Шаг 7

Нажмите Ctrl+T для выбора Свободного трансформирования (Free Transform) .

Шаг 8

Нажмите правой кнопкой мыши на выделенную область и выберите Отразить по горизонтали (Flip Horizontal) .

Шаг 9

Вы перетащили выделенную область на то место, где глазу и положено быть. Но Вы наверняка захотите его выровнять и уменьшить непрозрачность. А также убрать помехи под новым слоем. Выровняйте глаз, а потом нажмите Enter или кликните по области, которую я выделил зеленым кружком (см. фото ниже) для того, чтобы применить изменения. Затем увеличьте непрозрачность основы до 100%.

Шаг 10

Теперь выберите слой, нажмите на кнопку маски (которая выглядит как зеленый кружок внизу) для того, чтобы подтвердить маску.

Шаг 11

Сейчас мы будет рисовать черным по маске для того, чтобы спрятать области, которые нам не нужны. Используя маски, держите в голове правило: белый открывает, черный скрывает. Если Вам нужен мягкий переход – используйте серый. Вы можете снижать непрозрачность кисти до тех пор, пока штрихи не будут убирать лишь то, что не нужно, создавая нужный уровень прозрачности между слоями.

Подсказка: держите палец на X, для быстрого переключения между черным и белым — Вам придется делать это часто. А клавиша D сделает передний и задний фоны черным и белым, если их цвета другие. Если Вам нужна только маска для сглаживания области, удерживайте нажатой клавишу Alt и кликните маску.

Шаг 12

Сделаем с ухом те же действия, что и с глазом. Вы можете использовать свободное трансформирование в зависимости от фотографии, над которой работаете. В случае с ухом, я использовал деформацию. А также слегка подправил линию прически, повернув и изменив масштаб. При этом клонировал там, где это было необходимо.

Шаг 13

После того, как Вы поставили крупные части изображения на свои места, вернемся к штампу и заретушируем все края. Заретушированный слой я помещаю поверх собственного. Еще Вам может понадобиться снижение непрозрачности штампа для лучшего контроля за процессом клонирования. При этом держите пальцы на Ctrl+Z в течение всего процесса.

Шаг 14

Часто во время ретуши Вам приходится использовать различные слои для разных частей. Чтобы избавиться от ненужных слоёв, используйте функцию слияния . Обычно я выполняю часть работы на нескольких слоях, а затем произвожу слияние в черновой слой. Но я никогда не делаю этого с базовыми слоями.

Не делайте слияние, если Вы думаете, что пропустили кое-что! Оставьте себе возможность вернуться к ретушированному слою и внести поправки.

Шаг 15

С реставрацией мы закончили.

Шаг 16

Сгруппируем все слои. Для этого нажмите Ctrl+G. Теперь создайте новый слой из этой группы с помощью команды Ctrl+Shift+Alt+E и переименуйте в «шум». Это слой для избавления от лишнего шума на рабочем пространстве.

Есть еще кое-что, о чём я, возможно, не упомянул. Как видите, оригинальный файл служит фоновым слоем, который я, в конце-концов, отключаю. Я всегда храню оригинальные PSD и всегда могу вернуться к ним с помощью команды Ctrl+J. В общем, я делаю дополнительную копию для работы, а затем уже переключаюсь на фон.

Подсказка: Если зажать клавишу Alt, кликая на глаз, который находится на фоновом слое, то Вы активируете этот слой, а остальные выключите. Еще одно нажатие вернет все назад. Это удобно для быстрого сравнения различий.

Шаг 17

Сейчас мы уберем шумы с изображения. Для этого есть несколько способов, но я использую для этого Фильтр > Шум > Уменьшение шумов (Filter > Noise > Reduce Noise) . Я слегка изменил настройки уменьшения шумов — выставил силу на 8 и детализацию на 20.

Еще одна подсказка: перейдите в расширенный просмотр и выкрутите силу на максимум в синем канале и детализацию на 0. В красном канале проделайте то же с силой и слегка увеличьте детализацию. Таким образом, красный канал будет содержать больше деталей без чрезмерного размытия.

Шаг 18

После уменьшения шумов перейдем к резкости. Точная настройка резкости – это тема для отдельной статьи. Поэтому сейчас мы используем функцию Повышение резкости (High Pass). Для этого попробуйте настройки ниже.

Для урока я увеличил переменные слишком сильно. Не так, как Вы бы хотели видеть в черно-белой фотографии. Например, края стоит сделать более резкими. Есть еще несколько технических особенностей, которые надо держать в уме.

Когда Вы настроили резкость, достаточную для печати, Вы захотите добавить резкости для экрана монитора. Помните — принтеры слегка размывают изображение во время печати. Применив Повышение резкости , установите режим наложения на Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light). Я обычно делаю резкость немного больше, чем требуется. А затем настраиваю уровень непрозрачности.

Подсказка: часто Вам нужно сделать порезче лишь некоторые части изображения. В примере ниже я создал маску и разрисовал все, кроме лица, поэтому только оно и осталось резким. Часто эта техника используется для глаз.

Данная техника хорошо работает в сочетании с кривыми, с помощью которых можно осветлять или затемнять участки. Если Вам нужно сделать светлее только глаза, Вы можете создать отдельный слой для кривых. Нажмите Ctrl+I чтобы инвертировать маску, сделав ее черной, и осветлите только глаза. Это проще, нежели закрашивание всего ненужного.

Шаг 19

Это последний шаг. Здесь я отрегулировал контраст с помощью S-кривой. Я не включил этот шаг в мой оригинальный файл. Но Вы можете применить его до регулировки резкости. Сам я часто использую команду Ctrl+Shift+Alt+E , чтобы создать новый слой ниже предыдущих. Это я сделал и здесь.

Я поместил слой с кривыми над слоем с шумами, а затем объединил все нижестоящие слои в один. После этого отрегулировал резкость с помощью фильтра Повышение резкости , сохраняя слой с кривыми нетронутым. После чего решил вернуться и поработать над предыдущими двумя шагами.

Заключение

Здесь я описал процесс восстановления старой порванной фотографии. Имейте в виду, что каждый шаг можно проработать намного глубже. Всегда экспериментируйте и думайте, что еще можно добавить, чтобы облегчить работу и добиться лучшего результата.

Сегодня мы рассмотрим с вами одну из самых интересных тем в обработке фотографий с Photoshop - ретуширование фотографий. Ретушь вообще очень увлекательное занятие. Чертовски интересно и приятно, когда, казалось бы, из совершенно негодной, испорченной фотографии получается нечто реальное и осязаемое, проявляется прошлая эпоха, люди и судьбы.

Как раз недавно один из моих знакомых попросил восстановить найденную им старую семейную фотографию почти столетней давности. Состояние ее, сами понимаете, было весьма далеко от совершенства. Лишний раз приходится убеждаться в преимуществе цифры перед пленкой, хотя бы в плане сохранности фотоматериалов...

Итак, начнем ретуширование фото . Первым делом нужно отсканировать нашу «старушку». Как правило, почти все старые фотографии имеют на своем теле «шрамы» - изломы, отсутствие фрагментов (например, потерянные уголки при вырывании из альбомов), просто выцветание и многое другое. Данная работа обладала всеми вышеперечисленными «достоинствами». Отсканирована фотография при разрешении 600 dpi. В принципе для подобных работ при печати вполне достаточно и 300 dpi, но для ретуширования желательно иметь большее разрешение, для уменьшения искажений. Выходной файл формата TIFF и весьма желательно 12 или 16 бит. Контраст при сканировании нужно уменьшить, потом, в процессе обработки фотографии, мы его восстановим. Сканировать желательно в режиме RGB, даже если фотография черно-белая. Затем выбрать из трех каналов один с наименьшими повреждениями, удалив остальные. Как правило, самый шумный канал обычно синий. Тем самым мы получаем исходное монохромное изображение. Поскольку размер файла при монохромном снимке существенно меньше, это значительно ускоряет его обработку. Я выделяю два метода подхода к ретушированию сложных фотографий.

Вначале мы делаем наиболее простые операции, постепенно переходя к самым проблемным участкам. При этом (особенно если вы занимаетесь этим редко, от случая к случаю) вы на простых операциях «набиваете руку», подходя к сложным участкам уже с большим опытом. И по мере хода простой ретуши, фотография начинает улучшаться на глазах, что весьма сильно вдохновляет на дальнейший труд. Или же начинаем с самого трудного (больше подходит для весьма опытных пользователей), оставляя мелочь «на потом».

Остановимся на первом варианте р етуширования фото . Попробуем составить для себя некий примерный план работы по ретушированию, чтобы не бегать по фотографии из угла в угол в поисках дефектов. Поскольку кадрировать нашу работу дальше уже некуда, необходимо восстановить кромки нашего холста, устранить заломы и крупные царапины, попытаться восстановить «оторванную» ногу у мужчины, ретушь лица женщины (самое сложное), подчистить оставшуюся мелочь, также необходима общая коррекция экспозиции и окончательное тонирование.

Конечно, для восстановления кромок холста можно воспользоваться разными методами обработки фотографий. В данном случае я сделал следующее. Как вы помните, мы отсканировали фотографию с весьма низким контрастом, сейчас это будет очень кстати. Внутренняя крышка сканера имеет, как правило, черную подложку. Если этого нет, то накройте фотографию черным листом бумаги и, по возможности, прижмите ее плотнее к стеклу, для выравнивания заломов.
Теперь уровень черного на вашей работе будет при сканировании соответствовать именно подложке сканера, как это видно на фотографии выше. Делаем копию слоя (Ctrl+J), затем правой кнопкой мыши (пера) выбираем Color Range (цветовой диапазон) и выделяем наш черный контур, где не было фотографии. При этом ползунком Fuzziness определяем диапазон выделения. Затем, выбрав рисующий инструмент, например кисть, клавишей B, нажав клавишу Alt, выбираем пипеткой на самой картине тон рисующего инструмента. Сначала выберем тон в области пола (более светлый) и закрасим им выделенную черную область напротив пола. Затем выбираем средний тон для остальной кромки (более темный) и закрашиваем остальную выделенную черную область. Для чего нужна такая сложность - для корректной работы нашего чудо инструмента Patch (заплатка).


Выбираем инструмент клавишей J. Данная функция содержит в себе три инструмента: Patch, Healing Brush и Replace Color, которые переключаются между собой клавишами Shift+J. Чем так хорош этот инструмент обработки фотографий. Он позволяет заменить фактуру выделенного участка при сохранении его яркостной и цветовой составляющих. Покажу это на примере увеличенного фрагмента пола около ноги женщины.
Выделим пером участок, который мы собираемся «лечить», это будет кромка фотографии, которую мы закрасили тоном, взятым за образец с пограничной области картинки. Главное - не торопиться, следуя правилу - лучше меньше да лучше. Поскольку нам требуется восстановить фактуру пола, то сдвигаем выделенную область пером в ту зону, откуда будем брать образец фактуры, наблюдая за выравниванием образца по отношению к выбранному участку (в данном случае по щели между досками). После выравнивания поднимаем перо (отпускаем левую кнопку мышки). Результат поразительный - никаких следов сшивки фрагментов. Подобным образом обрабатываем весь участок. Надо добавить, что инструмент имеет несколько режимов работы. Source (источник) - в этом режиме мы выделяем область, которую лечим. Destination (цель) - в этом режиме мы выделяем область, которой лечим (образец фактуры). При установке флажка Transpa-rent (прозрачность) образец фактуры влияет на прозрачность заменяемого фрагмента (применяется довольно редко). Наиболее оптимальным и удобным я считаю режим Source.


Показанный ниже результат обработки фотографии получен за восемь шагов. Если бы мы не выровняли нашу недостающую кромку фотографии предыдущими операциями выделения и закраски по тону с самой фотографией, то яркость заменяемого фрагмента менялась бы от основного к черному. То есть наша фотография имела бы размытую черную окантовку, что недопустимо. Чем точнее вы подберете тон на недостающих кромках, тем лучше будет конечный результат. Для возврата к некоторым «судьбоносным» этапам ретуширования настоятельно рекомендую создавать Snapshot этих этапов. После этого можно спокойно очистить палитру History (история) для высвобождения оперативной памяти, если у вас ее недостаточно.


Подобным образом работаем со всей кромкой. Работа кропотливая, но результат того стоит! Заломы и крупные царапины устраняются точно так же, с помощью инструмента Patch и Stamp. Мелкие точки и царапинки проще и быстрее удалять при помощи инструмента Healing Brush (заживляющая кисть). Работа инструмента абсолютно аналогична предыдущему и очень похожа на работу инструмента Stamp (штамп), хорошо вам знакомого. Только с той разницей, что Healing Brush берет с образца только фактуру, а яркость и цвет с «ремонтируемого» участка. Следует учитывать некоторые особенности его применения. Инструменты Patch и Healing Brush имеют некоторое размытие границ относительно контура выделения, поэтому их нельзя применять на границах резких яркостных переходов - результат обработки фотографии будет не очень удачным.
Так попытки удалить «в лоб» повреждения около головы женщины при помощи Patch приводят к размытию границ и нарушению равномерности тона заменяемого фрагмента. Для предотвращения подобных результатов при обработке фотографий на проблемных участках резких тональных переходов можно применить сначала инструмент Stamp с регулируемой жесткостью границ (для более точного наложения). Его используют для отделения (расширения) границ переходов, если заменяемый фрагмент достаточно большой. Если фрагмент маленький, то можно просто его закрасить инструментом Stamp, а после применить Patch по этому же месту для выравнивания.


Как видите, результат р етуширования фото совсем другой. Если вы четко поймете принцип работы данных инструментов, то успех вам обеспечен!
Следующим этапом обработки фотографии «делаем» мужчине недостающую ногу (ах, если бы так можно было в жизни...). Перед этой ответственной операцией нужно выправить фон на месте недостающей ноги, потом это будет сделать сложнее. Делаем это так же инструментом Patch. Теперь выделяем его правую ногу почти до колена (несколько выше, чем недостающая часть и с припуском по периметру). Далее выполняем команду Feather (растушевка) с радиусом примерно 10 пикс. Копируем Ctrl+C и вставляем на новый слой Ctrl+V. Удерживая клавишу Ctrl (или, что удобнее, нижнюю кнопку нашего чудесного пера Wacom), перетаскиваем новую ногу на свое место, отразив ее по горизонтали, чтобы она стала левой! Далее уровнями (но не прозрачностью слоя) настраиваем яркость и контраст ноги так, что-бы место перехода стало незаметным. Получилось вот так.
Далее ластиком, с прозрачностью 50%, легкими движениями пера, стираем наш припуск по контуру новой ноги до фона и в местах складок на брюках. Можете почувствовать себя волшебником.
Теперь беремся за самое трудное и тонкое дело в обработке фотографии - реставрация лица женщины. Здесь все несколько сложнее, но не безнадежно. Самое сложное - это восстановить глаза и область носа. Лоб мы сделаем потом привычными инструментами. Можно попытаться «просто» нарисовать глаза, но художник из меня явно никакой, так что не будем и пробовать. Можно только дорисовать мелкие детали, но не более. Остается позаимствовать глаза в другом месте, как бы кощунственно это ни звучало.
Внимательно изучив всех персонажей фотографии я нашел, что у ее дочери глаза, в принципе, очень похожи. Значит, дочь у нас будет «донором». Включаем лассо клавишей L, выделаем область глаз и носа на лице дочери (опять с небольшим припуском), делаем растушевку около 10 пикс, копируем, вставляем на новый слой и перетаскиваем фрагмент к новому месту. Для начала нужно сравнить расстояние между глазами с оригиналом. Естественно, что у ребенка оно несколько меньше. Поэтому трансформируем фрагмент до нужного размера. Для точности включим сетку (Ctrl+«). Затем ставим глаза на место.
Останется слегка поработать ластиком над бровями и с глазами можно считать покончено. Самая, казалось бы, сложная операция в обработке фотографии далась нам достаточно легко. Естественно, что в случае отсутствия «донора» на исходном снимке, можно воспользоваться другой подходящей фотографией. Все во власти вашей фантазии, главное - это не пасовать перед трудностями. Дальше действуем по старому сценарию: «без шума, без пыли...», то есть, устраняем оставшиеся мелкие несущественные дефекты.

После того как мы устранили все (ну или почти все) дефекты изображения, нам нужно привести его в хороший вид: поднять контраст, тонировать.
Для начала приведем его гистограмму в норму с помощью корректирующего слоя Levels (уровни). Для того, чтобы произвести тонирование (если это нужно), то изображение необходимо перевести в режим RGB. После этого в корректирующем слое Hue/Saturation проводим тонирование. Прозрачностью этого слоя можно варьировать, изменяя силу тонирования. Более подробно к вопросу тонирования мы обратимся в одном из следующих номеров журнала.

На результат, который вы видите ниже, было потрачено примерно два часа рабочего времени. Скажу сразу, что мой знакомый был очень доволен полученным результатом!.. и принес еще кучу старых фотографий.
В заключение хочу сказать: относитесь как можно бережнее к чертам прошлого. Старайтесь, по возможности привносить меньше нового в старые фотографии, иначе получится «новодел». Мы сейчас умышленно рассмотрели довольно сложную ситуацию, когда пришлось восстанавливать недостающие элементы. Но, тем самым мы лишь лишний раз изучили возможности инструментов Photoshop в обработке фотографий. Перед тем как браться за подобную работу, особенно если вы это делаете не для себя, обязательно обсудите с заказчиком возможные последствия такой глубокой реставрации. Иногда некоторые моменты лучше оставить как есть, нежели исказить или добавить от себя - ведь это история!

Новое на сайте

>

Самое популярное