Домой Свой бизнес О лицензировании пассажирских перевозок. Стоимость и порядок получения лицензии на перевозку пассажиров

О лицензировании пассажирских перевозок. Стоимость и порядок получения лицензии на перевозку пассажиров

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Государство всерьез взялось за наведение порядка в сфере автотранспортных перевозок: борьба с частниками-«бомбилами», «левыми» такси, и маршрутками-«убийцами», обязательное лицензирование. Предполагается, что упорядочение деятельности перевозчиков может повысить уровень безопасности движения на коммерческом автотранспорте. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут только те юрлица и индивидуальные предприниматели, техническое состояние автомобилей и подготовка персонала которых позволяет обеспечить безопасность пассажирского обслуживания на должном уровне. Ространснадзор как орган, оформляющий разрешения, проверяет выполнение этими предприятиями требований транспортного законодательства.

Кому необходимо получать лицензию?

Положение о лицензировании пассажирских перевозок определяет порядок оформления разрешительных документов для пассажирских автобусов и микроавтобусов, в которых предусмотрено более 8 посадочных мест. В основном это касается перевозчиков, работающих на городских общественных маршрутах, на пригородном направлении и транспортном сообщении между городами.

Но автотранспортные компании занимаются не только городскими маршрутками и эксплуатируют не только автобусы. В связи с чем у них возникают вопросы: нужна ли лицензия на перевозку пассажиров до 8 человек, на некоммерческие поездки, на развозку своих работников и прочие собственные нужды? Согласно Положению — нет, такие виды перевозок не лицензируются.

В особый вид транспортной деятельности выделяется легковое такси. Так же, как и другие пассажирские автотранспортные компании, служба такси должна быть зарегистрирована в качестве ИП или юридического лица и иметь соответствующее разрешение. Порядок лицензирования таксистов регулируется отдельными документами.

Правовые основы лицензирования пассажирского автотранспорта

Прежде чем заниматься лицензией, необходимо изучить транспортное законодательство, содержащее требования к претендентам на получение разрешений:

  • «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», утвержденное правительственным постановлением от 02.04.2012 №280 регламентирует порядок, перечень необходимых документов, сроки рассмотрения заявления и основания для отказа в лицензии.
  • Закон № 69-ФЗ «О лицензировании такси» от 21.04.2011, утвердивший введение с 1 января 2012 года требование об обязательном получении службами такси специального разрешения.
  • ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» — ст. 20 закона устанавливает требования по безопасности перевозок, предъявляемые к соискателю транспортной лицензии.
  • № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 устанавливает правила перевозок пассажиров и багажа любыми видами автомобильного транспорта, обязательные к исполнению лицензиатом.

Требования к лицензируемым перевозчикам

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, перевозчик должен удовлетворять следующим условиям:

  • иметь в собственности или аренде площади и технику для осмотра и ремонта автопарка либо договориться об обслуживании автомобилей со сторонней организацией;
  • нанять водителей с требуемым опытом работы, квалификацией и состоянием здоровья, подтвержденными документально;
  • принять в штат медика для осмотров перед рейсами или заключить соответствующий договор с лицензированной медицинской фирмой;
  • подготовить парк автомобилей, оборудованный для пассажиров и годный к дорожному движению;
  • оборудовать автомобили приборами технического контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;
  • оснастить транспорт навигационными приборами ГЛОНАСС;
  • выполнять требования закона о безопасности движения и правил перевозки пассажиров и багажа.

Перечень документов для лицензиата

Органы Ространснадзора рассматривают вопрос о выдаче юридическому лицу лицензии на перевозку пассажиров автобусамипосле подачи организацией комплекта документов:

  • заявление с реквизитами и контактами предприятия;
  • нотариальные копии документов юрлица: устав, договор или решение учредителей, свидетельства о внесенных изменениях, свидетельства ИНН, ОГРН, решение или приказ о вступлении в должность руководителя, его паспорт;
  • нотариальная копия выписки из реестра юрлиц;
  • письмо с кодами статистики;
  • документы на сотрудника, ответственного за безопасность перевозок пассажиров;
  • диплом медработника или договор с лицензированным учреждением на предрейсовый медицинский осмотр водителей;
  • контракты с водителями, медицинские справки, подтверждение требуемого стажа, водительские права категории «Д»;
  • правоустанавливающие документы на автотранспорт (ПТС или договор лизинга, аренды);
  • соглашение со сторонним автосервисом на техобслуживание или подтверждение технической возможности для подготовки машин к работе;
  • талоны ТО;
  • аренда автостоянки;
  • копия полиса ОСАГО;
  • оплата государственного сбора за лицензию.

Бумаги на оформление лицензии на перевозку пассажиров для ИП подаются таким же списком, за исключением учредительных документов. Индивидуальный предприниматель предоставляет свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРИП.

В срок до 45 суток с момента подачи Ространснадзор принимает решение об одобрении заявления или отказе в выдаче транспортной лицензии. Информация о ходе рассмотрения заявки и его результатах отражается на портале Госуслуг, направляется соискателю заказной почтой или электронным письмом.

Лицензия действительна в течение 5 лет, затем можно подать заявление на ее продление. Заявление на переоформление можно отправлять за 10 дней до истечения действующего разрешения.

Лицензионные данные вносятся в электронную базу, где также содержится информация о приостановленных разрешениях, административных нарушениях, выданных дубликатах и т.д.

Транспортное разрешение для такси

Выдача лицензий на перевозку пассажиров такси производится в муниципальных органах комитетов по транспорту при местной администрации в срок до 1 месяца. Порядок получения разрешений на работу таксомоторов может отличаться в зависимости от установленных в регионе правил и перечня документов.

В целом список необходимых бумаг и лицензионных условий к службам такси и их материально-технической базе аналогичны тем, что требуются для юрлиц и ИП, претендующих на транспортную лицензию по перевозке пассажиров автобусами.

Также для таксомоторов установлены дополнительные требования:

  • использование только легковых автомобилей;
  • цветографическая маркировка, идентифицирующая такси (шашечки);
  • оборудование автомобиля таксометром;
  • установка на машине светового оранжевого знака;
  • информация с правилами пользования, данными водителя и перевозчика;
  • техосмотр автомобиля каждые полгода;
  • стаж вождения таксистов более 3-х лет.

Разрешение на работу с пассажирами выдается на конкретные автомобили, поэтому при расширении автопарка таксомоторов на них необходимо оформлять отдельные документы.

Работа автоперевозчиков без разрешения на пассажирские перевозки или без соблюдения условий лицензирования незаконна и является административным правонарушением. Административный Кодекс предусматривает наказание в виде штрафов в размере от 5000 руб. с нарушившего водителя, 50000 руб. с должностных лиц и 200000 руб. с предприятия-перевозчика.

В целях усиления правового режима эксплуатации отдельных видов транспорта и установления дополнительного государственного контроля в сфере перевозок в Российской Федерации применяется лицензирование транспортной деятельности. Сутью данного механизма по лицензированию является выдача документа, на основании которого предоставляется разрешение использовать транспортное средство для осуществления определенного вида перевозки.

Данный вопрос затрагивает сферу деятельности и регулирования рынка транспортных услуг, обладает отличительными особенностями правового режима и установленным порядком получения подобной лицензии. Детально разберем ключевые вопросы лицензирования и отдельных типов перевозки (в первую очередь, пассажиров и грузов), а также рассмотрим режим регулирования транспортных вопросов на территории Российской Федерации.

Разбираемся в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ

Ключевым регулятором лицензирования транспортной деятельности на территории Российской Федерации является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ). В рамках Закона № 99-ФЗ разрешены следующие ключевые вопросы:

  • регламентировано осуществление деятельности государственных органов по лицензированию (ст. 7);
  • определены виды услуг в сфере транспорта, которые требуют наличия лицензии (ст. 12);
  • установлен порядок приобретения лицензии (статьи 13-14);
  • регламентирован порядок организации контроля по лицензированию транспортных перевозок (ст. 19);
  • определены основы функционирования единого информационного ресурса - реестра по выдаче лицензии.

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

  • на внутреннем водном транспорте;
  • посредством воздушного транспорта;
  • автомобильного транспорта;
  • железнодорожного транспорта;
  • на морском транспорте.

Необходимо отметить, что на настоящий момент на территории Российской Федерации осуществляется лицензирование только установленного перечня услуг, связанных с транспортом. Сфера перевозок пассажиров и грузов предусматривает получение лицензии только в том случае, если деятельность осуществляется железнодорожным, воздушным, водным (в том числе, на морских судах) видом транспорта.

Перевозка пассажиров

Вопрос перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на основании лицензии только в случае наличия более 8 мест в автомобиле , причем исключением является выполнение подобной работы по заказам либо для обеспечения собственных нужд (как фирмы, так и индивидуального предпринимателя).

Получение лицензии на право заниматься транспортной деятельностью носит заявительный характер. Заявление от имени юридического лица либо индивидуального предпринимателя подлежит подаче в лицензирующий орган. К заявлению необходимо приложить пакет документов с описью, перечень которых зависит от вида лицензируемой деятельности.

Вопрос сертификации транспортной деятельности в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ касается норм подтверждения того, что конкретный объект, имеющий отношение к транспортной деятельности, соответствует официальным стандартам, принятым на территории Российской Федерации. Например, необходимо подтвердить соответствие качества вагонов городского и пригородного транспорта и электротранспорта перед непосредственной эксплуатацией.

Перевозки грузов или транспортно-экспедиционная деятельность

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг в сфере перевозки грузов. Особенностью данного вида деятельности является обязанность экспедитора принять груз, перевезти, доставить и выполнить ряд дополнительных обязанностей, связанных с перевозкой. Дополнительные обязанности, устанавливаемые в рамках договора транспортной экспедиции, принимаются во исполнение нужд заказчика, например, по хранению груза, прохождению таможенных процедур и пр.

В соответствии с действующей редакцией ст. 12 Закона № 99-ФЗ перечень видов деятельности, требующих наличия лицензии, не содержит упоминания о транспортно-экспедиторской деятельности, и связано это с изменением положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Дело в том, что в редакции представленного закона до 12.01.2003 года существовала статья 7, согласно которой услуги по транспортной экспедиции относились к одному из нескольких видов деятельности, связанных с безопасностью дорожного движения. В соответствии с этим положением предусматривалось обязательство по лицензированию данного вида деятельности. В настоящее время данная статья 7 рассматриваемого закона утратила силу. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством транспортно-экспедиционная деятельность в Российской Федерации не предусматривает лицензирования.

Как происходит лицензирование перевозок в РФ

Резюмируя вышесказанное, выделим ключевые моменты, по каким критериям и каким образом происходит лицензирование перевозок в Российской Федерации.

Лицензия выдается уполномоченным территориальным лицензирующим органом и осуществляется по заявлению заинтересованного лица, если подобного рода услуги подлежат лицензированию.

Обратите внимание!

Перевозки грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации не участвуют в лицензировании, равно как и перевозка пассажиров до 8 человек, либо для обеспечения собственных нужд.

Следует с ответственностью отнестись к вопросу осуществления определенных Законом № 99-ФЗ видов деятельности, своевременно получать лицензии, информация по которым должна быть в обязательном порядке внесена в государственный информационный реестр. Важность указанной процедуры заключается в повышенной степени опасности, связанной с вовлечением в осуществление деятельности объекта повышенной опасности - транспортного средства.

При отсутствии опыта в осуществлении процедуры лицензирования настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами профильных специалистов, которые помогут вам собрать требуемый пакет документов, составить заявление и направить его в территориальный орган по лицензированию.

Обращение к юридическим услугам сопровождается выплатой вознаграждения, установленного двусторонним договором. Стоимость услуг будет зависеть от объема предполагаемых работ, затраченного рабочего времени юриста, его опыта и репутации, а также региона предоставления услуг. Очевидно, что в Москве размер вознаграждения будет значительно выше, чем на периферии, что обуславливается более высоким уровнем жизни работающего населения.

Отметим, что нет необходимости обращаться к юристу лично за консультацией по лицензированию транспортной деятельности - подобную помощь можно предоставить дистанционно. Наш правовой ресурс располагает возможностями предоставления консультаций онлайн в короткие сроки, а наши квалифицированные юристы помогут провести процедуру лицензирования в рамках действующего законодательства.

Что это такое

Лицензия такси – разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым транспортом, выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (как правило, Минтранс), на срок не менее 5 лет. Для получения лицензии не нужно оплачивать госпошлину, если актами местных органов власти не устанавливается иное.

Обратите внимание , лицензия оформляется на каждое транспортное средство, используемое в качестве такси. На одну машину может быть выдано только одно разрешение.

Лицензирование деятельности такси регулируется ФЗ №69 от 21.04.2011 года.

Процедуру получения лицензии на перевозку пассажиров и багажа условно можно разделить на 3 этапа:

1. Определяемся с услугами

Лицензированию в данном случае подлежит деятельность по перевозке пассажиров и багажа, в том числе аренда легкового автомобиля с водителем.

Такси вправе оказывать услуги только на территории того региона, в котором было получено разрешение. Допускается осуществление перевозки в другом субъекте, при условии, что пункт подачи такси был на территории субъекта РФ, выдавшего лицензию, либо между регионами заключено соответствующее соглашение о правилах перевозки.

2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только планируете начать бизнес, потребуется открыть ООО либо зарегистрировать ИП и обеспечить соответствие требованиям.

В том случае, если бизнес уже действует, и вы решили оказывать услуги такси, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО или ИП , и также проверить установленные требования.

Примечание : лицензию на такси можно получить без регистрации ИП или ООО , но только, если вы осуществляете перевозку неограниченного круга пассажиров и официально трудоустроены в службе такси. Иными словами, если вы устраиваетесь на работу таксистом, лицензия вам потребуется, а регистрация в качестве ИП (ООО) – нет.

Для получения лицензии установлены требования, которые делятся на 3 категории:

Требования к легковому такси

  • на кузове (боковых поверхностях кузова) нужно разместить цветографическую схему – композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
  • такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова (например, для Москвы желтый цвет, является обязательным условием);
  • на крыше необходимо разместить опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • легковое такси должно быть оборудовано таксометром, если плата за пользование определяется в соответствии с его показаниями.

Требования к водителю легкового такси

  • общий водительский стаж не менее трех лет.

Требования к ООО и ИП, оказывающим услуги такси

  • обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
  • проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
  • обеспечивать прохождение водителями такси предрейсового медицинского осмотра.

3. Подаем документы необходимые для получения лицензии

В лицензирующий орган подается специальное заявление (бланк для ИП или бланк для ООО) и прилагается пакет документов:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
  • копии свидетельств о регистрации транспортных средств, заверенные заявителем;
  • копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства (в случае, если оно предоставлено на основании указанных договоров), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автотранспортом (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании нотариальной доверенности).

Обратите внимание , несмотря на то, что в соответствии с ФЗ №69 от 21.04.2011 года, данный перечень является исчерпывающим, уполномоченные органы обычно требуют предъявления дополнительных документов — копию свидетельства о регистрации ООО (ИП) и свидетельства о постановке на учет в ФНС.

Документы можно подать в электронной форме через региональный портал, либо использовать бумажный носитель.

Сроки рассмотрения заявления и выдачи разрешения, как правило, для Москвы – до 10 дней, для области (других регионов) – до 30 дней. Конкретный срок устанавливается в нормативных актах субъектов РФ.

Если заявителем предоставлены недостоверные сведения, в выдаче лицензии могут отказать. В случае принятия решения об отказе, заявителю вручается, либо направляется письмом, уведомление об отказе в выдаче разрешения, в срок не более трех дней с даты вынесения такого решения.

После получения лицензии

Получив лицензию, вы вправе приступить к оказанию услуг. Разрешение необходимо разместить в салоне автомобиля и по первому требования пассажира предъявлять его для ознакомления.

Сведения о выданной лицензии будут размещены на официальном сайте соответствующего органа, выдавшего разрешение (при отсутствии — на сайте субъекта РФ).

Деятельность такси без лицензии

Важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований законодательства. В случае выявления нарушения лицензионных требований, компании или ИП направляется предписание об их устранении и устанавливается срок исполнения (не более 30 дней). После ликвидации нарушений потребуется направить отчет о проведенных мероприятиях и приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Если этого не сделать, действие разрешения могут приостановить на срок до одного месяца.

Переоформление лицензии

Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой потребность в переоформлении лицензии.

Изменения, влекущие необходимость переоформления лицензии такси

  • изменение государственного регистрационного знака транспортного средства;
  • изменение названия ООО, места нахождения;
  • смена фамилии, имени и отчества ИП, места жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;
  • реорганизация ООО.

Стоимость госпошлины за переоформление устанавливается конкретным субъектом РФ.

Для регулярных перевозок пассажиров в количестве 8 человек и более потребуется обязательная лицензия, которая выдается Ространснадзором. Стоимость ее оформления 7500 рублей , срок ожидания – до 45 рабочих дней . Подробное описание порядка получения этого документа, а также требований к перевозчику можно найти в статье.

Вопросы выдачи лицензии регулируются на федеральном уровне. К основным нормативным актам в этой сфере относятся 2 важных документа:

  1. Федеральный закон, который нередко называют «законом о такси».
  2. Постановление Правительства, регламентирующее порядок лицензирования.

Первый документ регулирует лицензирование деятельности такси, второй – работы транспорта. При этом под такси понимают автомобильный транспорт, который предназначается для перевозки не более 8 пассажиров, а также их багажа при наличии. Для этих целей выдают соответствующее разрешение. Что касается лицензии, то она предоставляется перевозчикам, которые имеют автотранспорт, перевозящий более 8 пассажиров: именно им и выдается лицензия. Таким образом, разрешение и лицензия – это разные документы (далее рассматривается порядок получения именно лицензии).

При этом как в том, так и в другом случае собственник автомобиля (или арендатор) фактически осуществляют предпринимательскую деятельность. Это означает, что они обязаны официально зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или ООО (юридическое лицо). Поэтому получить лицензию или разрешение по определению можно только тем гражданам, которые имеют статус ИП или юрлица. В противном случае речь идет о незаконной предпринимательской деятельности.

7 требований к перевозчику

Основные требования также описаны в указанном Постановлении Правительства. Лицензия может быть выдана ИП или организации (ее называют лицнзиатом) для работы на регулярных перевозках:

  • в пределах города;
  • в пригородных районах;
  • в сообщении между городами одной страны или разных государств.

При этом к организации предъявляются сразу 10 требований:

  1. Наличие транспортных средств в собственности или аренде.
  2. Наличие помещений, в которых можно обслуживать автомобили, производить текущий и капитальный ремонт.
  3. Наличие водителей, которые заключили с организацией договор об оказании услуг (или трудовой договор). Водители должны иметь права соответствующей категории, а также регулярно проходить медосмотры.
  4. Наличие лицензии, которая разрешает заниматься медицинской деятельностью (постоянные осмотры водителей медицинским работником).
  5. Оснащение автомобилей зонами отдыха для водителей (в случае междугородних перевозок).
  6. Оснащение автомобилей оборудованием, которое помогает отслеживать их местоположение.
  7. Соблюдение всех действующих правил, связанных с безопасностью перевозок (Правила перевозки пассажиров, ПДД и др.).

Таким образом, проверяющим органам достаточно убедиться в наличии исправных автомобилей, мест их содержания и обслуживания, а также официальных договоров, подписанных с водителями, обладающими соответствующей квалификацией и физической подготовкой (отсутствие противопоказаний по здоровью).

Как получить: пошаговая инструкция

Для получения документа компания должна обратиться в Федеральную службу, осуществляющую надзор в сфере транспортных перевозок, которую также называют Ространснадзор. Процедура включат в себя сбор и подачу документов, после чего следует ожидать решения органа.

Обратиться в ведомство можно 3 способами:

  1. При личном визите.
  2. Отправкой письма по почте. Необходимо отправить заказное письмо, в которое вкладываются копии перечисленных ниже документов, заверенные нотариусом за счет заявителя. В письмо прикладывают и опись вложения (образец также приведен ниже).
  3. Онлайн на сайте Ространснадзора.

Шаг 1. Сбор документов

Документы можно разделить на несколько групп. Прежде всего, необходимо подать данные об автомобилях, а именно:

  • копии ПТС;
  • копии свидетельства о регистрации каждого авто;
  • копии документов, которые подтверждают право собственности на эти машины или факт их аренды и другого лица;
  • копии бумаг, которые удостоверяют возможность проведения технического обслуживания авто;
  • уведомление, подтверждающее факт включения автомобилей в единый Реестр ТС с присвоением соответствующей категории.

Для подтверждения данных о водителе и об их медицинских осмотрах подают такие документы:

  • копии водительских удостоверений каждого человека;
  • копии трудовых книжек или справок от работодателя (для подтверждения стажа водителя, минимально 3 года);
  • договор с медицинским учреждением или ИП, который имеет право на занятие медицинской деятельностью (осмотры перед рейсами и после них).

Шаг 2. Оплата пошлины и подача заявления: образцы для ИП и юридического лица

После того, как все документы будут получены, можно обратиться в местное отделение Ространснадзора. К пакету документов нужно обязательно приложить квитанцию об оплате пошлины, которая составляет 7500 рублей. Срок ожидания составляет до 45 рабочих дней. Отсчет начинается с ближайшего рабочего дня, который следует за днем подачи заявления. Срок регистрации обращения – не более 20 минут.

Заявление необходимо заполнять по образцу, утвержденному Ространсндазором. Бланки немного отличаются в зависимости от статуса заявителя – ИП или юрлица. Однако в любом случае в документе отражают сведения об организации и полный перечень адресов:

  • постоянного нахождения автомобилей;
  • их выпуска на линию;
  • проведения осмотра медицинским работником;
  • технического обслуживания;
  • осуществления ремонтных работ;
  • хранения машин.

Также заявитель указывает вид деятельности (перевозка в городе, пригороде или между городами), ставит подпись, указывает должность, ФИО.

Бланки заявлений выглядят так:

После принятия заявления и документов в работу сотрудник Ространснадзора выдает заявителю опись с принятыми бумагами. Документ служит основным подтверждением факта принятия заявки. С этого момента начинает отсчитываться срок в 45 рабочих дней.

Если все документы предоставлены в полном объеме и указанные в них сведения корректны, ведомство выдает лицензию. Она может действовать в течение конкретного срока (например, 5 лет), после чего организация должна продлить ее. Другой вариант – бессрочная лицензия, которая действует вплоть до прекращения работы компании или отзыва Ространснадзором (в случае нарушения правил перевозок).

Шаг 3. Что делать в случае отказа

Ведомство может принять и отрицательное решение. В этом случае заявителю выдается уведомление с четким обоснованием причин отказа. Чаще всего они связаны с такими обстоятельствами:

  1. В документах есть неточности, искаженная информация.
  2. Соискатель не соответствует требованиям (перечислены выше).
  3. Обращение осуществляется в отделение Ространснадзора, которое территориально не соответствует адресу регистрации ИП или юридического лица.

В остальных случаях ведомство должно предоставить лицензию в указанные сроки. При этом заявителям важно помнить об административной ответственности за предоставление транспортных услуг в отсутствие лицензии.

Новое на сайте

>

Самое популярное