Домой Общепит Приказ 302 н от. Профосмотры

Приказ 302 н от. Профосмотры

С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

Одновременно были признаны утратившими силу и отменены следующие нормативные документы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96).
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015).
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).
  4. Подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложение №1 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и имеет следующее содержание:

  1. Непосредственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов по следующим разделам: химические факторы, биологические факторы, физические факторы, факторы трудового процесса.
  2. Периодичность медосмотров.
  3. Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов).
  4. Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований).
  5. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к медицинским противопоказаниям (Приложение№3, раздел IV, п.48)

Обязательный объём обследования для всех категорий работников

Обязательный объём обследования работника, проходящего предварительный или периодический медицинский осмотр включает в себя:

  1. Осмотр врача-профпатолога, врача-терапевта, врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, врача-акушер-гинеколога (для женщин).
  2. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
  3. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложения №2 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и включает в себя:

Приложение 2 состоит из 27 пунктов, которые условно разделим на 3 группы и рассмотрим подробнее.

Пункт 27 состоит из 16 подпунктов в зависимости от категории наземных транспортных средств. Надо иметь ввиду, что использованная в приказе классификация транспортных средств принятая Госдумой РФ 19.10.2011г., ещё не введена в действие. Согласно новой классификации в России теперь появится 9 категорий и 6 подкатегорий транспортных средств (ранее было 5 категорий).

Категории транспортных средств (проект):
Подкатегория A1 мопед, скутер с объёмом двигателя менее 50 см куб
Категория А мотоцикл с объёмом двигателя более 50 см куб.
Подкатегория В1 мотоцикл с коляской с объёмом двигателя более 50 см куб.
Категория В легковой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
Подкатегория С1 грузовой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
Категория С грузовой автомобиль с полной массой свыше 3,5 т.
Подкатегория Д1 микроавтобус с количеством мест до 9
Категория Д с числом мест свыше 9
Категория ВЕ легковой автомобиль с прицепом
Подкатегория С1Е грузовой автомобиль категории С1 с прицепом
Категория СЕ грузовой автомобиль категории С с прицепом
Подкатегория Д1Е микроавтобус категории Д1 с прицепом
Категория ДЕ автобус категории Д с прицепом
Категория Тm трамваи
Категория Tb троллейбусы

Приложение №3 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Данное приложение определяет организацию и порядок проведения обязательных профосмотров: предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В этом разделе приказа подробно пункт за пунктом рассмотрены основные вопросы, связанные с подготовкой и прохождением медицинских осмотров, необходимой документацией, особенностями оформления медицинских заключений и заключительных актов по результатам профосмотра и т.д. Инженерам по охране труда, менеджерам по кадрам и всем, кто по роду деятельности соприкасается с проведением профосмотров на предприятиях имеет смысл подробно изучить Приложение №3, рассматривая его, как нормативно-правовую базу для организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников.

Необходимо обратить внимание на раздел 3 пункт 17, согласно которому работники до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Данное положение относится в том числе и к осмотрам водителей,т.о. водительская медицинская справка лицам до 21 года выдается сроком на 1 год.
В Приложении 3 разделе п.48 содержится список общих медицинских противопоказаний, на основании которых в совокупности с дополнительными медицинскими противопоказаниями врач-профпатолог решает вопрос о профпригодности работника к выполнению данного вида деятельности.

Организация медицинских осмотров – прерогатива работодателя. Персоналу предприятия или сотруднику, только принимаемому в штат, нет необходимости искать для прохождения медосмотра лечебное учреждение и изыскивать на это деньги. Кадровая служба любой компании несет ответственность за своевременность исполнения этого мероприятия и должна правильно оформить соответствующие документы и проконтролировать выполнение требований законодательства. Разберемся, согласно какому приказу РФ проводятся обязательные медосмотры, и какими документами они должны подтверждаться.

302 приказ по медосмотрам: для кого они обязательны

Согласно ст. 76 ТК РФ сотрудник, не прошедший обязательный медосмотр, отстраняется от работы. Однако, это не значит, что все работники поголовно должны быть обследованы, ведь речь идет об обязательном осмотре. Приказом МЗиСР РФ от 12.04.2011 № 302-н утвержден перечень опасных и вредных работ и производственных факторов, выполнение которых сопровождается обязательными периодическими медицинскими обследованиями. Этим же актом определен порядок проведения медосмотров.

  • возрастной группы до 21 года;
  • занятых на вредных производствах, тяжелых и опасных работах;
  • связанных с движением транспорта, в т.ч. железнодорожного;
  • работающих в энергетической и строительной отраслях;
  • ведомственной охраны;
  • предприятий пищевой промышленности, торговли и общепита;
  • медицинских и детских учреждений;
  • сотрудников водоводов и водопроводных сооружений;
  • профессиональных спортсменов.

Медосмотр по приказу 302-н может быть предварительным (т.е. при поступлении на работу), периодическим или внеочередным. Любой вид осмотра организуется за счет работодателя. Проводят обследования на возмездной основе медучреждения, с которыми компании заключают соответствующие соглашения. Следуем помнить, что медосмотры работников (приказ 302-н об этом говорит прямо) осуществляют медицинские организации любой формы собственности, имеющие лицензию на их проведение, а также и экспертизы профессиональной пригодности. Обязательными реквизитами подобных договоров являются:

  • предмет;
  • информация о наличии лицензии на ведение медицинской деятельности;
  • список платных медуслуг;
  • условия, стоимость и сроки их выполнения;
  • порядок расчета.

Этапы кадровой работы по осуществлению требований приказа 302-н

Кадровики руководствуются приложением № 3, определяющим проведение медосмотра по приказу 302-н. Заключив соглашение с медицинским учреждением, кадровая служба обязана установить внутрифирменный порядок направлений сотрудников на медосмотры:

  • издать соответствующий приказ (образец) и ознакомить с ним сотрудников под роспись;
  • составить поименный список работников по приказу 302-н (образец ниже), которых необходимо направить на медосмотр. Он оформляется в 2-х экземплярах – для медучреждения и отделения Роспотребнадзора. В списке определяют ФИО работников, для которых медосмотр обязателен, перечисляют профессии и должности, указывают вредный производственный фактор и цех либо подразделение, где трудится работник. Документ утверждают руководителем и представляют в РПН в течение 10 дней, а в медучреждение за 2 месяца до согласованной даты проведения медосмотра.

Образец списка на медосмотр по приказу 302-н:

Получив список контингента по приказу 302-н, медицинская организация разрабатывает календарный план периодических осмотров, согласовывает его с руководством компании, утверждает и представляет предприятию не позднее, чем за 14 дней до оговоренной даты;

  • оформить бланк на медосмотр по приказу 302-н, т.е. направление в медучреждение. За 10 дней до оговоренного срока начала медобследования работника предприятия необходимо ознакомить с календарным планом и вручить ему (под роспись), выполняя 302 приказ Минздрава, направление на медосмотр. Форму документа в компании разрабатывают самостоятельно, поскольку унифицированных бланков законом не предусмотрено. Образец направления на медосмотр по приказу 302-н:

Кадровики регистрируют в журнале учета каждое выданное сотрудникам направление на медицинский осмотр согласно приказа 302-н. Бланк журнала также разрабатывается на предприятии, утверждается руководством и применяется для контроля прохождения медосмотров работниками.

Результаты обследования в ЛПУ заносят в амбулаторную карту, хранящуюся в клинике. Итоги осмотра работника, т. е. медицинское заключение, фиксируется в специальном документе – форма заключительного акта по приказу 302-н – паспорте здоровья работника, который ему выдают на руки. Если этот документ уже имеется, то в него вносят новые записи и возвращают владельцу. Помимо этого, работнику выдается справка по приказу 302-н для передачи работодателю. Она содержит заключение медкомиссии, свидетельствующее о профессиональной пригодности, и заверяется росписями врачей, штампами и печатью медучреждения. Образец справки формы 302-н:

Периодический медосмотр

Приказ 302 предполагает прохождение врачебных осмотров, сдачу анализов. Для оформления справки по приказу 302, обычно необходимы заключения терапевта, хирурга, ЛОРа, офтальмолога, нарколога и психиатра, а также предусмотрены анализы крови и флюорография. Это общий набор, который корректируется добавлением или исключением профильных специалистов, развернутых анализов крови и др. в зависимости от особенностей отрасли или профессии Важно знать, что впервые выданная справка впоследствии может и должна продлеваться в соответствии с установленной периодичностью.

Паспорт здоровья работника по приказу 302-н: бланк

Это форма № 004-П/У, относящаяся к медицинской документации, которая выдается каждому прошедшему профосмотр человеку, и состоит из общей и результативной частей. В общей указываются сведения об обратившемся сотруднике, компании, направившей его на осмотр, условия работы и влияющие факторы, а также стаж работы. Эта информация заполняется кадровиком фирмы, а номер документу присваивается уже в ЛПУ. Там же проставляется дата, когда медосмотр заканчивается. На каждого человека заводится один паспорт здоровья. Для большей наглядности представляем бланк документа.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить своим подчиненным безопасные условия работы. Он также обязан соблюдать все нормы по охране труда - это обширная и достаточно сложная область в российском законодательстве. К мероприятиям по охране труда относится, в том числе, и проведение медицинских осмотров работников. Оно регулируется Приказом Минздравсоцразвития об обязательных медосмотрах, действующим с 1 января 2012 года.

На момент вступления в силу этот акт вызвал немало споров и обсуждений, и надо сказать, что они до сих пор не прекращаются. Положения документа охватывают огромный перечень профессий и работ, поэтому изучать их нужно не только инспекторам по ОТ. Расскажем, какие основные положения содержит приказ 302н от 12.04.11 Минздравсоцразвития (с изменениями 2018-2019 гг.). Его полный текст в актуальной редакции можно скачать в конце статьи.

Приказ 302н – общие сведения

Проводить регулярные медосмотры работников, занятых на вредных производствах, требует статья 213 ТК РФ. Цель мероприятий – установление пригодности к профессии, раннее выявление у сотрудников проблем со здоровьем и предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

Фактически круг работников, которые должны пройти медосмотр (причем не только в процессе работы, но и на момент трудоустройства), гораздо шире. Дело в том, что вредность условий труда определяет СОУТ (специальная оценка условий труда). А если она не проведена или срок ее действия истек, то все рабочие места в организации, не прошедшей СОУТ, считаются «вредными».

Расходы на медицинские услуги – анализы, диагностику и другие процедуры – несет работодатель. Обязанность сотрудников – пройти обследование. Отказавшихся Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 запрещает допускать к работе (пункт 4 статьи 34).

Определяющие необходимость проведения медосмотров факторы называет приказ Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Состоит он из трех приложений:

  • в первом перечислены потенциально опасные факторы;
  • содержимое второго – виды работ, которые можно выполнять только с разрешения врачей-специалистов;
  • третье диктует порядок организации медосмотров, представляет образцы направлений, врачебного заключения и объясняет, как их заполнять.

Данный приказ вступил в силу незадолго до расформирования Минздравсоцразвития. С тех пор он несколько раз корректировался – уже приказами выделенного из реорганизованного министерства Минздрава.

Актуальная версия содержит поправки в первые два раздела (приказом №801н от 05.12.2014 изменены перечни вредных факторов и противопоказаний), а также изменения, внесенные в п. 20 приложения № 2 «Наименование работ и профессий» приказами Минтруда № 62н, Минздрава 49н от 06.02.2018 и вступившие в силу с 16.03.2018.

Приложение 1. Вредные и опасные факторы

В первом приложении, составленном в виде таблицы, указаны обстоятельства-основания для проведения обязательных медосмотров. Неблагоприятные факторы разделены на четыре группы:

  • химические – вещества и смеси, аллергены, канцерогены и др.;
  • биологические – вирусы гепатитов В и С, яды животных, растений и т.д.;
  • физические – излучения, радиоактивные вещества, шум от технологического оборудования (включен в 2015 году приказом Минздрава №801н) и т.д.;
  • факторы трудового процесса – физические и сенсорные нагрузки и пр.

По большинству факторов степень угрозы здоровью человека определяет специальная оценка условий труда (СОУТ).

В других графах таблицы содержится информация:

  • с какой частотой проводятся медосмотры;
  • у каких врачей узких специальностей необходимо пройти обследование;
  • о необходимых для сдачи и прохождения анализах и процедурах;
  • о медицинских противопоказаниях для работы, требующей контакта с указанными факторами.

Например, сотруднику предприятия, работающему с неорганическими соединениями азота (пункт 1.2.1), нужно один раз в два года проходить обследование у отоларинголога и дерматовенеролога. В числе обязательных процедур – исследование функции внешнего дыхания и анализ на ретикулоциты и уровень метгемоглобина. На должность, предусматривающую контакт с аммиаком, не могут претендовать соискатели с хроническими заболеваниями бронхов и легких – трудоустраивать их запрещает приказ 302н (с изменениями 2018-2019 года) о медосмотрах.

Приложение 2. Вредные и опасные условия труда

Следующее приложение перечисляет виды работ, при выполнении которых назначаются медосмотры:

  • проводимые на Крайнем Севере и других территориях с суровым климатом, в необжитых, глухих местах, расположенных вдали от населенных пунктов с медучреждениями – на нефтяных вышках, буровых установках, геологоразведочных и гидрометеорологических станциях и т.д.;
  • связанные с опасностью природного и техногенного характера – предотвращение и ликвидация аварий, ЧС, газовых и нефтяных фонтанов на месторождениях;
  • сопряженные с риском и требующие специальной физической подготовки – на высоте, под водой, под землей; в службе инкассации, военизированной охране и т.д.;
  • предполагающие непосредственный контакт с большим числом людей – в медицинских и образовательных учреждениях, включая дошкольные, школьные и иные, сферах торговли и общественного питания, бытового и транспортного обслуживания;
  • предполагающие контакт с продуктами питания (пищепром, продовольственные склады, раздаточные пункты, а также транспортировка таких продуктов);
  • на промышленном производстве (связанные со сваркой, со станками, с сосудами под давлением и т. д.);
  • связанные с управлением транспортными средствами (от крановщика до водителя и даже лифтера).

Второе приложение документа под номером 302н (приказ Минздрава по профосмотрам с изменениями на 2018-2019 год) так же подробно, как и первое, разъясняет, как часто работник должен посещать конкретных врачей-специалистов. Так, сотрудникам военизированной охраны, чтобы подтвердить пригодность к дальнейшей службе, нужно проходить медосмотр раз в год. Подписи в медицинском заключении должны поставить невролог, офтальмолог, отоларинголог, дерматовенеролог и хирург. При выявлении проблем со слухом, зрением и заболеваний, которые перечисляет приказ 302н от 12.04.11 приложение 2 в пункте 7, охранник продолжить работу не сможет.

Кроме того, есть перечень общих исследований, которые в обязательном порядке проходит каждый человек, совершающий медосмотр. Это общий анализ крови и мочи, ЭКГ, флюорография, анализ крови на глюкозу, холестерин. Установлено обязательное посещение терапевта, психиатра и нарколога.

Для женщин обязателен дополнительно прием гинеколога (с проведением бактериологического и цитологического анализа, а для дам старше 40 - еще и маммографии (либо УЗИ) раз в 2 года).

Приложение 3. Порядок проведения медосмотров

Приказ №302н регламентирует порядок организации двух видов медосмотров:

  • предварительных (на стадии трудоустройства будущих работников);
  • периодических (регулярно среди действующих сотрудников).

Для предварительного медобследования работодатель должен выдать направление претенденту на вакантную должность. К периодическому же кадровым службам нужно подготовиться заблаговременно:

  • составить список сотрудников с указанием ФИО, должностей, характера выполняемой ими работы;
  • предоставить его медучреждению, с которым заключен договор. Приказ 302н (с изменениями 2018-2019 года) о медосмотрах требует, чтобы перечень был передан не позднее чем за два месяца до начала процедур;
  • после утверждения списка в течение 10 дней направить его в санэпиднадзор;
  • ознакомить сотрудников с календарным планом медосмотра минимум за 10 дней до мероприятия;
  • вручить им направления.

Заключение о пройденном обследовании выдает комиссия во главе с врачом-профпатологом. На основании рекомендаций медиков могут быть назначены и внеочередные осмотры.

Ответственность

За невыполнение требований статьи 213 ТК РФ и приказа Минздрава об осмотрах на профпригодность грозит штраф (часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 15 000 до 25 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 110 000 до 130 000 рублей – для юрлиц.

При этом ответственность может наступить даже за несвоевременное медобследование офисных работников, что подтверждает постановление Верховного суда №34-АД17-5 от 06.12.2017, который счел обоснованным штраф в 120 000 рублей, наложенный на мурманскую компанию, торгующую автомобилями и запчастями. Приведенный довод, что не прошедшие медосмотр сотрудники – специалисты, выполняющие аналитическую работу, высший судебный орган России посчитал несостоятельным: изучая материалы дела, ВС РФ пришел к выводу, что все работники организаций торговли должны регулярно сдавать медицинские анализы и обследоваться у врачей.

На вредных и тяжёлых работах создаётся угроза здоровью. Поэтому Минздравсоцразвития издало приказ 302н о предварительных и периодических медицинских обследованиях работников с вредными и тяжёлыми условиями труда.

Специальная медкомиссия определяет соответствие состояния здоровья условиям труда. И выдаёт справку с медицинским заключением о профпригодности.

Кому нужна медицинская справка?

Справка 302н нужна:

    для трудоустройства на работу;

    для периодической проверки здоровья рабочих и специалистов.

Целью медкомиссии является оценка состояния здоровья трудящихся и определение возможности выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Работники каких специальностей должны получить справку о профпригодности?

Порядок оформления медицинского документа

Для получения документа нужно обратиться в поликлинику и взять в регистратуре бланк. Затем пройти специалистов, сдать все необходимые анализы. На основании профосмотра оформляется справка по форме 302н. В ней пишется медицинское заключение о том, есть ли у вас противопоказания к работе.

Заключения каких специалистов потребуются?

    Терапевта;

    Невролога;

    ЛОР-врача;

    Офтальмолога;

    Хирурга;

    Психиатра с наркологом.

Иногда нужно пройти и других специалистов. Например, женщинам старше 40 лет нужно показаться маммологу, всем женщинам независимо от возраста - акушеру-гинекологу. В самом приказе перечень специалистов не приводится. В каждом конкретном случае решение принимает врачебная комиссия исходя из специфики работы пациента.

Какие обследования нужны?

    Общий анализ крови и мочи;

    ЭКГ;

    Биохимический анализ;

    Флюорографическое исследование грудной клетки.

Обязательно нужно проставить все подписи, печати и штампы - без них документ недействителен.

Как часто нужно проходить медицинский осмотр

Согласно приказу медосмотр проходят не реже, чем один раз в два года. На некоторых производствах чаще. Например, работники химических предприятий, где высокий уровень риска профессиональных заболеваний, проходят врачебное обследование раз в год.

Оформлять и выдавать справку могут государственные и коммерческие лечебные учреждения, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Стоимость её в различных учреждениях в Москве разная.

Приветствую, друзья! Предлагаю обсудить занимательное чтиво: Заключение Минэкономразвития России от 28.05.2015 N 13875-ОФ/Д26и "Об экспертизе приказа Минздрава России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В ходе экспертизы приказа № 302н в период с 17 сентября 2013 г. по 17 октября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях приказа № 302н, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее — разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 г. N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу № 302н.

Для проведения экспертного исследования положений приказа № 302н была создана экспертная группа.

Сам я его успел просмотреть по диагонали, и то не до конца. Но смысл во всём этом такой: приказ 302н затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывает необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности. Кроме всего прочего приказ 302н конфликтует с требованиями других нормативных правовых актов.

1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

1.1. Место приказа № 302н в системе нормативного правового регулирования.
Приказом № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок были введены в действие с 1 января 2012 года.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Приказ № 302н издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В то же время в соответствии с приложением № 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.2. Адресаты регулирования.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение № 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении № 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

1.3. Цели регулирования.
Целями регулирования приказа № 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом № 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году» (далее — Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа № 302н.
В соответствии с требованиями приказа № 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
Кроме того, в Приложениях № 1 и № 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс. руб. на работника.
Размер затрат на выполнение требований приказа № 302н представлен в таблице 1.

Кроме того, экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров. Частично это связывают с изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, преобразовавшихся из муниципальных бюджетных в государственные бюджетные учреждения, в которых определение стоимости медицинских услуг производится самостоятельно по ставкам и тарифам, регулируемым или устанавливаемым без участия муниципальных органов власти. Другой причиной возрастания стоимости эксперты называют расширение количественного состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, и увеличение необходимых лабораторных и функциональных методов исследования.

По данным экспертов, на предприятиях нефтегазодобычи медосмотры проходят ежегодно в среднем 60 — 70% работников. На нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических предприятиях в силу отраслевой специфики медосмотрам подлежат более 90% работников, причем значительная часть подлежащих медосмотрам работников (от 10 до 40%) по результатам аттестации рабочих мест работает в оптимальных или допустимых условиях труда.

В Докладе приводятся показатели профессиональной заболеваемости на 10 000 работников по наиболее неблагополучным в данном отношении видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 31,41, обрабатывающих производств — 3,14, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 2,89, транспорта и связи — 2,86.

2. Основания для проведения экспертизы приказа № 302н.

Основанием для проведения экспертизы приказа № 302н на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО «Сургутнефтегаз» о трудностях проведения медицинских осмотров в связи с отсутствием определения терминов «медицинские учреждения» и «значительное удаление» как в приказе № 302н, так и в законодательстве Российской Федерации.

По мнению экспертной группы положения приказа № 302н необосновано затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также обращают внимание, что к выполнению одних и тех же видов работ в результате «пересечения» предмета регулирования приказа № 302н с рядом нормативных правовых актов, в том числе с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»), Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предъявляются различные требования.

Кроме этого, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа № 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности по причине дублирования медицинских осмотров с мероприятиями по диспансеризации, осуществляемыми в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

3. Результаты проведенной экспертизы.

В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа № 302н и приводят к необоснованным затруднениям ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

3.1. Согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» гражданин (в возрасте 18 лет и старше) работающий, неработающий или обучающийся проходит диспансеризацию 1 раз в 3 года в рамках программы обязательного медицинского страхования.

В то же время в соответствии с приказом № 302н медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений должны проводиться с периодичностью 1 раз в год или в 2 — 3 года за счет работодателя.

При этом ряд дублирующих исследований предусмотрено как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом № 302н.

В целях исключения такого дублирования, сокращения временных затрат как работников, так и работодателей, а также финансовых затрат работодателей считаем целесообразным предусмотреть механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

3.2. Кроме того, в рамках экспертизы установлено несоответствие положений приказа № 302н действующим нормативным документам в области охраны труда, принятым ранее.

Имеются несоответствия требований приказа № 302н и действующих санитарных норм и правил по объемам и кратности обследования по отдельным видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Так, объемы осмотров медицинских работников, изложенные в пункте 17 приложения № 2 «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных», не соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части кратности и объемов осмотров.

Согласно примечанию 5 к приложению № 1 и примечанию 3 к приложению № 2 участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что лица, «связанные с работами, указанными в столбце два Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет».

Таким образом, например, специалисты-психиатры должны проводить осмотры только лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в соответствии с приказом № 302н прохождение соответствующего осмотра предусмотрено для всех сотрудников, занятых как производством, так и реализацией лекарственных средств.

Также, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, существенным моментом, затрудняющим применение приказа № 302н, является несогласованность наименований вредных производственных факторов, перечисленных в приложении № 1 и в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «ГН 2.2.5.1313-03. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы)».

В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа № 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.

Представляется целесообразным установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих и гигиеническому нормированию, и учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

3.3. В рамках публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступали обращения о чрезмерности требований предъявляемых в приложении № 1 и № 2, а также о наличии (отсутствии) специалистов в медицинских организациях, предоставляющих услуги по проведению медицинских осмотров.

3.3.1. Представляется, что для работников розничной торговли либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), либо для работников предприятий торговли непродовольственными товарами представляется избыточным проведение всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований.

Например, расходы на проведение медицинских осмотров одного крупного субъекта предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли составляют 295 млн. руб. в год. Количество сотрудников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, превышает 84 000 человек. Обращаем внимание, что не все эти сотрудники имеют контакт с пищевыми продуктами. При этом сотрудники предприятий розничной торговли, включая тех, кто не имеет контакта с пищевыми продуктами, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в полном объеме, включая стоматолога, оториноларинголога, акушера-гинеколога, врача-нарколога, врача-психиатра.

3.3.2. Согласно примечанию 3 к приложению № 1 все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Фактически это означает, что все женщины, подлежащие медосмотрам согласно приложению № 1, должны проходить его 1 раз в год вне зависимости от периодичности, установленной в соответствии с опасностью производства, из-за воздействия которого они проходят медосмотр. Данное требование создает дополнительные обязанности работодателя по формированию поименного списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем году, а также затраты по организации и проведению медицинского осмотра для выявления профессиональных заболеваний.

3.3.3. Эксперты в рамках публичных консультаций отмечали проблему отсутствия ряда врачей-специалистов, особенно в медицинских организациях, расположенных в отдаленных регионах страны, либо отсутствует отсутствия технической возможности провести лабораторные и функциональные исследования в соответствии с требованиям приказа № 302н, а именно:

1) отсутствует или не функционирует необходимое медицинское оборудование (в частности, аппараты, позволяющие делать рентгенографию в двух проекциях);
2) в медицинских организациях (особенно расположенных вне областных центров) отсутствуют врачи-наркологи и психиатры, что вынуждает работодателей заключать дополнительные договоры со специализированными медицинскими учреждениями, имеющими соответствующих специалистов, либо ограничивать выбор медицинских организаций, что не всегда бывает возможно, особенно в удаленных регионах;
3) низкие укомплектованность медицинскими кадрами и их качество.

3.3.4. В приложениях к приказу (примечание 5 к приложению № 1, примечание 3 к приложению № 2) установлено обязательное требование участия врача-психиатра и врача-нарколога в процедуре прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра всеми категориями обследуемых. При этом в соответствии с приложением № 3:

— лицо, направленное на обследование, должно представлять «решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством)»;
— врач-психиатр и (или) нарколог при выявлении лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний должны направлять этих лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

Как отмечают эксперты, на практике участие врача-психиатра в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров сводится к проверке результатов психиатрического освидетельствования, проведенного другой врачебной комиссией, и направлению работников на освидетельствование в другую врачебную комиссию. Аналогичная ситуация наблюдается и с участием врача-нарколога.

Обращаем внимание, что порядок направления на психиатрическое освидетельствование и необходимость прохождения такого освидетельствования установлена один раз в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Учитывая вышесказанное, считаем, что при направлении работников на освидетельствование, являющееся обязанностью работодателя, требование об участии вышеуказанных врачей-специалистов в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров является избыточным.

3.3.5. Аналогично перечню вредных факторов, не согласованному с соответствующими гигиеническими нормативами, наименования видов работ, приведенные в приложении № 2, не согласуются с соответствующими понятиями, определенными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и охраны труда. В частности:
— термин «верхолазные работы», определенный в примечании 5 к приложению № 2, не соответствует определению верхолазных работ, установленному пунктом 1.1 Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, утвержденных постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. № 68;
— вид работ, указанный в пункте 6 приложения № 2, — «Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах» не согласован с понятиями, определенными в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности. Указанный вид работ сформулирован неоднозначно и вследствие этого допускает различные толкования. Представляется целесообразным разделить указанные понятия на два отдельных понятия: «работы с применением взрывчатых материалов» и «работы на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющие и (или) окисляющие и (или) горючие вещества»);
— вид работ, определенный в пунктах 4.1 и 4.4 приложения № 2 в части, относящейся к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет более широкую формулировку, чем в статье 302 Трудового кодекса, относящейся к гарантиям и компенсациям работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям из других районов, что ущемляет интересы работников, постоянно проживающих в указанных районах (фактически они вынуждены проходить медосмотры, устраиваясь на любую работу, и при наличии противопоказаний в соответствии с указанными выше пунктами 4.1 и 4.2 приложения № 2 не имеют никаких легальных возможностей по трудоустройству);
— вид работ, указанный в пункте 24 приложения № 2 «Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств» представляет возможность для отделения работ, связанных с реализацией лекарственных средств в готовом виде в заводской упаковке. Так, в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» приведены следующие понятия: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов»; «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона»; «аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». Исходя из приведенных понятий может быть сделан вывод о том, что речь идет только о работах в аптечных организациях, напрямую связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств внутриаптечного изготовления, а не торговля лекарственными препаратами. В ином случае остается неясным, почему организации оптовой торговли лекарственными средствами не включены в приказ № 302н. Вместе с тем, на практике Роспотребнадзор предъявляет одинаковые требования к аптечным организациям, осуществляющим такие виды работ, как «розничная торговля лекарственными средствами» и «изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения».

4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа № 302н.

Запрос по предоставлению комментариев на проект заключения в рамках процедуры проведения экспертизы приказа № 302н был направлен в Минздрав России, Минтруд России и Роспотребнадзор письмом от 27 августа 2014 г. № Д26и-536.

Минздрав России письмом от 17 сентября 2014 г. № 24-1-2078287 сообщил о значительном количестве обращений граждан и юридических лиц по вопросу реализации положений приказа № 302н. По мнению Минздрава России, приказ № 302н требует серьезных изменений, а также приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ).

Приведение в соответствие с Законом № 323-ФЗ предусмотрено приказом Минздрава России от 13 июля 2012 г. № 32 "О подготовке нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в срок до 20 сентября 2012 г.

Минтруд России письмом от 17 сентября 2014 г. № 15-2/10/В-5937 указал, что считает необходимым привести наименования физических факторов в соответствие с приложением 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также сообщил, что указанное предложение уже направлялось в Минздрав России.

Роспотребнадзор письмом от 17 ноября 2014 г. № 01/13471-14-23 сообщил о поддержке необходимости внесения концептуальных изменений в приказ № 302н. Однако, по мнению Роспотребнадзора, анализ влияния условий труда на профессиональную и профессионально-обусловленную заболеваемость с рекомендациями по совершенствованию профилактических мероприятий и анализ замечаний, изложенных в приложении № 1 к заключению о возможности сокращении периодичности медицинских осмотров, могут дать только врачи — специалисты в области гигиены.

По пункту 1 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает исключить из контингента лиц, подлежащих диспансеризации в соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», работающих лиц, проходящих периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом № 302н.

По пункту 2 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор считает необходимым сохранить существующий принцип распределения по вредным и (или) опасным производственным факторам химической природы и предлагает привести наименования указанных в пунктах приказа № 302н производственных факторов химической природы в соответствие с правилами Международного союза теоре
тической и прикладной химии, ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC).
По пункту 3 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает пересмотреть формулировки перечня работ, указанных в Приложении № 2 к приказу № 302н с указанием контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения об экспертизе приказа № 302н.

5. Выводы по итогам проведения экспертизы приказа № 302н.

По итогам проведенной экспертизы приказа № 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе № 302н положений, необосновано затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления № 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ № 302н:

1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.
2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.
3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.
4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.
5. Привести положения приказа № 302н в соответствие с действующими редакциями Закона № 323-ФЗ и Закона № 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

The end...

На этом у меня всё. До новых заключений экспертов.

Продолжение следует...

Новое на сайте

>

Самое популярное